488. К полетам в особых условиях относятся полеты в условиях:
обледенения;
грозовой деятельности и сильных ливневых осадков;
турбулентности воздуха;
повышенной электрической активности атмосферы;
пыльной бури;
горной местности;
безориентирной местности и пустыни;
полета над водной поверхностью;
полярных районов;
сложной орнитологической обстановки;
на малых и предельно малых высотах;
стратосферы.
________________
Разделы XXXI-XLII Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51.
489. Полеты в условиях обледенения с неисправной или не включенной противообледенительной системой, а также на воздушных судах, не оборудованных противообледенительной системой, запрещаются.
На всех этапах полета противообледенительная система должна быть включена до входа в зону возможного обледенения, если руководство по летной эксплуатации воздушного судна (инструкция экипажу) не предусматривает другого порядка использования противообледенительной системы.
При обнаружении обледенения воздушного судна в полете КВС обязан доложить соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) об интенсивности обледенения, принятых мерах и высоте (эшелоне) полета.
В случае если обледенение угрожает безопасности полета КВС обязан принять меры для немедленного выхода (вывода воздушного судна) из опасной зоны с докладом соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), который обязан с учетом воздушной обстановки обеспечить необходимые условия для безопасного продолжения полета.
В случае если принятые экипажем меры по борьбе с обледенением оказываются неэффективными и не обеспечивают безопасного продолжения полета в этих условиях, КВС обязан по согласованию с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) прекратить задание и выполнить посадку на ближайшем запасном аэродроме.
490. Полеты в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков в районе аэродрома вылета (посадки) и на маршруте полета без наличия бортовых радиолокационных средств обнаружения грозовых очагов или при отсутствии наземного радиолокационного контроля запрещаются.
Воздушным судам запрещается преднамеренно входить в кучево-дождевую (грозовую), мощно-кучевую облачность и сильные ливневые осадки, за исключением полетов по специальным заданиям (программам).
При наличии в районе аэродрома вылета кучево-дождевой и мощно-кучевой облачности экипаж обязан с помощью бортовой РЛС осмотреть зону взлета и выхода из района аэродрома, оценить возможность взлета и определить порядок обхода кучево-дождевой, мощно-кучевой облачности и зон сильных ливневых осадков.
При подходе воздушного судна к зоне грозовой деятельности (сильных ливневых осадков) КВС обязан оценить возможность продолжения полета, принять решение на обход зоны по согласованию с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
При визуальном обнаружении в полете кучево-дождевых (грозовых) и мощно-кучевых облаков разрешается их обходить на удалении, исключающем попадание воздушного судна в кучево-дождевые (грозовые) и мощно-кучевые облака.
При невозможности обхода указанных облаков на заданной высоте разрешается визуальный полет над их верхней границей с превышением не менее 500 м или полет под облаками (только днем над равнинной местностью по ПВП без входа в зону ливневых осадков) и на высоте (эшелоне) полета воздушного судна не менее безопасной высоты (эшелона), а принижение воздушного судна от нижней границы облаков должно быть не менее 200 м.
При обнаружении в полете кучево-дождевых (грозовых) и мощно-кучевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы отметки облака на экране РЛС. Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами производится в том месте, где расстояние между границами отметок облаков на экране РЛС не менее 50 км.
В случае непреднамеренного попадания воздушного судна в кучево-дождевую (грозовую), мощно-кучевую облачность и сильных ливневых осадков КВС обязан принять меры к немедленному выходу из них.