Санкт-Петербург - один из крупнейших транспортно-логистических центров Российской Федерации. Выгодное географическое положение Санкт-Петербурга на пересечении международных транспортных коридоров, наличие развитой транспортной инфраструктуры всех видов внешнего транспорта (морские и речные порты, аэропорт, развитая железнодорожная и автомобильная сеть) и логистической инфраструктуры способствуют активной интеграции Санкт-Петербурга в мировые хозяйственные связи и укреплению позиций Санкт-Петербурга как важнейшего международного транспортного узла.
Учитывая низкий уровень контейнеризации грузов в Российской Федерации (около 5%), а также интенсивное развитие транспортных коридоров по направлениям Север - Юг и Запад - Восток, включая развитие транспортной инфраструктуры и увеличение товародвижения на стыке Азия - Европа в рамках глобального континентального (евразийского) проекта КНР "Один пояс - один путь" (далее - Шелковый путь), в долгосрочной перспективе прогнозируется увеличение объемов и доли перегрузки контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург, что обеспечит усиление транспортно-транзитной роли Санкт-Петербурга в Балтийском регионе и возможности для создания новых высокотехнологичных производственных и логистических мощностей, а также для развития высокоскоростного сообщения на отдельных направлениях интенсивных грузо- и пассажиропотоков.
Реализуемые в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596 "Об утверждении программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", проекты развития и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения в перспективе позволят субъектам внешнего транспорта значительно нарастить транзитные грузопотоки через Санкт-Петербург, в том числе в рамках проекта Шелковый путь, который предполагает экономическое развитие и создание новых производств на территориях, прилегающих к сухопутным маршрутам товародвижения между Азией и Европой.
По количеству прямых международных сообщений в 2015 году Санкт-Петербург в 4 раза отставал от Амстердама (323 направления) и в 2 раза от Мадрида (166 направлений) и Москвы (158 направлений). При этом потенциал аэропорта "Пулково" создает предпосылки для формирования в Санкт-Петербурге крупного пересадочного комплекса в направлениях международных транспортных коридоров.
Основными благоприятными факторами, способствующими развитию системы внешнего транспорта в Санкт-Петербурге, могут стать:
снижение международных торговых барьеров;
формирование на базе аэропорта "Пулково" крупного пересадочного комплекса в направлениях международных транспортных коридоров;
приоритетное развитие паромного сообщения между Санкт-Петербургом и другими крупными административными и культурными центрами Балтийского региона.
Слабыми сторонами и основными факторами, сдерживающими развитие системы внешнего транспорта в Санкт-Петербурге, являются:
усиление конкуренции в сфере грузовых перевозок в странах Балтийского региона;
высокий уровень аэропортовых сборов и недостаточное количество регулярных внутренних и международных направлений перелетов в аэропорту "Пулково";
отсутствие прямой транспортной связности аэропорта "Пулково" с железнодорожными вокзалами Санкт-Петербурга;
рост транзитного грузопотока через Санкт-Петербург.
Внутренняя транспортная система, сохраняя мультимодальность, в целом не соответствует растущим потребностям Санкт-Петербурга.