С учетом высокой степени концентрации промышленных объектов и неблагоприятных климатических условий Санкт-Петербурга важным показателем качества жизни в Санкт-Петербурге является уровень экологической безопасности, состояния окружающей среды, сохранения естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
Благоприятная окружающая среда во многом обеспечивается за счет зеленого фонда в Санкт-Петербурге: в 2017 году на 1 кв.м площади Санкт-Петербурга приходилось 0,27 кв.м зеленых насаждений.
В 2014-2016 годах уровень загрязнения водного бассейна в Санкт-Петербурге соответствовал III (загрязненная) классу качества воды. Снижение уровня загрязнения водного бассейна Санкт-Петербурга в 2017 году составило 2,5% к уровню 2012 года, что соответствует 12,5% планового значения данного целевого показателя на 2030 год, установленного в Стратегии 2030 (не менее чем на 20%). Вместе с тем Санкт-Петербург в полном объеме обеспечивает выполнение рекомендаций Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года (Хельсинской конвенции). В 2017 году уровень соответствия качества питьевой воды нормативным значениям на выходе с водопроводных станций составил 100%, в распределительной сети - 96,5%. По итогам 2017 года 79,4% жителей Санкт-Петербурга положительно оценивали уровень благоустройства среды проживания, что позволило на 88% достичь планового значения данного целевого показателя на 2030 год, установленного Стратегией 2030 (90%).
Состояние экологии в Санкт-Петербурге определяется относительно высоким показателем образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и относительно невысоким количеством ТКО, направляемых на обработку, утилизацию, обезвреживание.
В Санкт-Петербурге в 2017 году направлено на обработку и обезвреживание около 15,1% из общего объема образовавшихся ТКО. Наличие большого количества промышленных предприятий приводит к загрязнению почв на промышленных территориях, а масштабное жилищное строительство приводит к возникновению несанкционированных свалок и необходимости обработки, утилизации и обезвреживания промышленных отходов, в том числе высшего класса опасности.
В 2014-2015 годах уровень загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге квалифицировался как высокий, в 2016-2017 годах - как повышенный. Загрязнение атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге обусловлено преимущественно выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Санкт-Петербурге от стационарных и передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) в 2014-2017 годах вырос и составил:
в 2014 году - 513,2 тыс. тонн, в 2015 году - 521,0 тыс. тонн, в 2016 году - 530,2 тыс. тонн, в 2017 году - 559,5 тыс. тонн.
Доля автотранспорта в суммарном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников в 2017 году составила 84,1%. Нарастающая интенсивность движения транзитных грузовых поездов преимущественно с навалочными и наливными грузами (уголь, кокс, минеральные удобрения, нефть, нефтепродукты) оказывает негативное воздействие на окружающую среду прилегающих селитебных территорий.
По итогам 2017 года снижение уровня загрязнения воздушного бассейна Санкт-Петербурга составило 15,4% к уровню 2012 года, что соответствует 77% от планового значения данного целевого показателя на 2030 год, установленного в Стратегии 2030 (не менее чем на 20%).
Территория Санкт-Петербурга находится под воздействием современных геологических процессов, активизация которых обусловлена климатическими изменениями и ростом антропогенной нагрузки. К наиболее значимым процессам относятся: разрушение берегов, образование биогазов, развитие карста, поверхностная эрозия, а также подтопления, связанные с изменением режима подземных вод. Средняя скорость размыва берегов составляет около 0,5 м в год. После ввода в эксплуатацию комплекса защитных сооружений (далее - КЗС) территория Курортного района Санкт-Петербурга, находящаяся за пределами зоны защиты КЗС, в большей степени подвержена влиянию подъемов уровня воды, что приводит к ускорению процесса размыва берегов и увеличению подтопления прибрежных территорий, в том числе жилых кварталов, улично-дорожной сети, парков, пляжей.