17. Динамическая модель гидротехнического сооружения предусматривает наличие и использование актуализированной базы данных, включающей проектную информацию; информацию по результатам предыдущей выполненной плановой проверки; информацию по результатам декларирования безопасности ГТС; информацию о мероприятиях, которые должны быть выполнены в период действия разрешения на эксплуатацию ГТС; критерии безопасности ГТС; информацию о выданных предписаниях, административных наказаниях; информацию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, органов прокуратуры, обращения организаций и граждан.
В целях систематизации и накопления информации о ГТС для управления периодичностью плановых проверок в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям приводится образец заполнения информации в динамической модели гидротехнического сооружения юридического лица (субъекта электроэнергетики (филиала), организационной структуры промышленности или объекта водохозяйственного назначения).
Источниками информации являются сведения в отношении ГТС, содержащиеся:
в актах последней плановой проверки ГТС;
в предписаниях юридическому лицу об устранении выявленных нарушений на ГТС, выданных за последние пять лет;
в материалах по привлечению к административной ответственности юридического лица, его руководителей, иных должностных лиц за нарушения в отношении деятельности на ГТС, выданных за последние пять лет;
в акте преддекларационного обследования ГТС;
в декларации безопасности гидротехнических сооружений, в том числе в материалах, содержащих данные по критериям безопасности ГТС, данные о размере вероятного вреда для жизни и здоровья физических лиц, имущества физических и юридических лиц при возможных авариях на ГТС;
в материалах по расследованию причин аварий, которые произошли (происходили в период эксплуатации) на ГТС;
в Правилах эксплуатации ГТС.
18. Из действующей декларации безопасности ГТС и комплекта прикладываемой к ней документации выбирается информация, содержащая сценарии реализации аварий на ГТС, в том числе сценарии наиболее вероятной аварии и наиболее тяжёлой аварии, описания этих сценариев и значения вероятностей их реализации, данные о последствиях аварий и о размерах возможного вреда, размерах ущерба в денежном выражении.
19. При проведении аналитической работы, направленной на подтверждение статического значения периодичности плановых проверок или увеличения периода между плановыми проверками, используется информация, которая вносится в базы данных. Наличие информации в базах данных является доказательной базой принятия решений по увеличению периодов между плановыми проверками.
20. В основу функционирования динамических моделей гидротехнических сооружений положены выявленные несоответствия требованиям безопасности ГТС.
21. Для ГТС I класса, в отношении которых контрольно-надзорная деятельность осуществляется в режиме постоянного государственного надзора, для управления периодичностью проведения плановых проверок также привлекаются сведения о выявленных несоответствиях ГТС обязательным требованиям по безопасности, периодичности выездных проверок на объекты и результатах этих проверок, которые собираются и используются в целях организации КНД и её результативности в соответствии с Методическими рекомендациями по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора, утверждёнными приказом Ростехнадзора от 27 июня 2018 г. N 297.
22. На основании результатов аналитической работы для ГТС других классов также выполняются оценки соответствия; выявленные несоответствия ранжируются; несоответствия принимаются в качестве индикаторов риска. Данные вносятся в таблицу, составленную в соответствии с типовой формой представления перечня несоответствий, которая приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Данный перечень несоответствий подписывается инспектором, выполняющим анализ, и утверждается должностным лицом территориального управления Ростехнадзора.
23. Каждое несоответствие требованиям безопасности имеет собственный вес влияния на безопасность и определяет вклад в уровень риска аварии. Несоответствия подразделяются на несоответствия с низкими, средними, высокими и чрезвычайно высокими рисками влияния на безопасность и, соответственно, рисками аварий.
24. На основании анализа значимости проблем безопасности делается вывод о возможной уязвимости ГТС в период между плановыми проверками, оценивается возможность увеличения периодичности проведения плановых проверок.
25. В число факторов значительного и высокого риска влияния несоответствий на безопасность ГТС входят следующие:
установленные факты развития деградирующих процессов на плотинах, дамбах, в конструкциях, оборудовании ГТС, на основном оборудовании ГЭС;
диагностические показатели состояния ГТС превышают установленные в проектной документации значения показателей критериев безопасности уровня К1;
нахождение ГТС в зоне повышенной сейсмической опасности (7 и более баллов по международной шкале интенсивности землетрясений MSK-64).
Другие несоответствия, которые были выявлены при декларировании безопасности, при проверках также анализируются и оцениваются.
26. Для оценки уровня риска влияния на безопасность несоответствия используются рекомендации приложения N 4 к настоящим Методическим рекомендациям, в котором приводится методика упрощенной оценки рисков влияния несоответствий на безопасность ГТС.
27. Допускаемые значения уровня риска аварий (категории риска) в зависимости от класса гидротехнического сооружения определяются в соответствии с пунктом 8.22 СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003".
28. Для определения и обоснования увеличения периода между плановыми проверками рассматриваются результаты колонки 5 приложения N 3 к настоящим Методическим рекомендациям, в которой против каждого выявленного несоответствия приводится оценка значимости проблемы безопасности с использованием рекомендаций, изложенных в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
29. Если установлено для ГТС наличие несоответствий с чрезвычайно высокими или высокими рисками аварий, базовые периоды между плановыми проверками не изменяются. Ростехнадзором могут выполняться внеплановые проверки в случае негативных изменений индикаторов рисков, направленные на профилактику аварийности, компенсацию (снижение) рисков аварий на ГТС. При внеплановых проверках выдаются юридическому или физическому лицу предписания об устранении нарушений требований безопасности.
30. Если отсутствуют несоответствия с чрезвычайно высокими рисками, высокими рисками, то период между плановыми проверками для ГТС второго и третьего классов может быть увеличен в пределах до 5 лет.