ПРИКАЗ
от 5 декабря 2018 года N 570
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2020 года N 1050
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч.1), ст.7598; 2018, N 32 (ч.2), ст.5122.
приказываю:
Министр
Е.Н.Зиничев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 декабря 2018 года,
регистрационный N 53229
к приказу МЧС России
от 5 декабря 2018 года N 570
Особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций высшего образования МЧС России
1. Обучение в образовательных организациях высшего образования МЧС России (далее - образовательные организации МЧС России) осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
2. Образовательная организация МЧС России создаёт условия, необходимые для освоения образовательных программ по установленным для образовательной организации МЧС России специальностям (направлениям) подготовки, посредством целенаправленной организации и всестороннего обеспечения образовательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности.
3. Образовательная организация МЧС России при наличии соответствующей лицензии вправе реализовывать основные профессиональные образовательные программы высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, основные и дополнительные общеобразовательные программы.
4. Форма получения образования по дополнительным профессиональным программам - очная, очно-заочная или заочная.
5. В целях стимулирования добросовестной учебной и научной (научно-исследовательской) деятельности обучающимся, проявившим выдающиеся способности в освоении основных образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях МЧС России, на учебный год назначаются специальные (именные) стипендии.
6. Реализация программ профессионального обучения, основных и дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях МЧС России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Подготовка научно-педагогических кадров в образовательных организациях МЧС России осуществляется в адъюнктуре (аспирантуре).
8. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется по программам адъюнктуры (аспирантуры) в целях создания адъюнктам (аспирантам) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
9. Лицам, освоившим программу подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) и защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников.
10. В образовательных организациях МЧС России дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации). Образовательный процесс по дополнительным образовательным программам в образовательных организациях МЧС России может осуществляться в течение всего календарного года.
11. Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации в объеме не менее 250 часов.
Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в объеме не менее 16 часов.
12. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
13. Образовательная организация МЧС России осуществляет обучение по дополнительным профессиональным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодным планом комплектования образовательных организаций, утвержденным МЧС России, а также по договорам об образовании, заключаемым со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
________________
Пункт 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 ("Российская газета", 2013, N 190; 2014, N 24).
Учебные группы формируются с учетом уровня образования, занимаемой должности и стажа практической работы слушателей численностью не более 25-30 человек. При формировании групп за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета численность групп не менее 10 человек.
Права и обязанности слушателей на время обучения определяются законодательством Российской федерации, уставом образовательной организации МЧС России, правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией слушателя, договором и настоящими особенностями.
14. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин-модулей, практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения, а также учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
15. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, учебно-тематический план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
________________
Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч.1), ст.7598; 2018, N 32 (ч.2), ст.5122).
Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
16. Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также должны быть направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменения направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.
17. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
18. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары и вебинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут, допускается проведение сдвоенных занятий продолжительностью 90 минут.
19. Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться образовательной организацией МЧС России, как самостоятельно, так и посредством реализации сетевых форм.
20. При реализации дополнительных профессиональных программ образовательной организацией МЧС России может применяться форма, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
21. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
самостоятельная работа с учебными изданиями;
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
непосредственное участие в планировании работы организации;
работа с технической, нормативной и другой документацией;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
22. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок проведения которого определяется образовательной организацией МЧС России самостоятельно.
23. Освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией МЧС России самостоятельно.
24. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
25. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам освоившим часть дополнительной профессиональной программы и или отчисленным из образовательной организации МЧС России за нарушение служебной дисциплины в период нахождения на обучении в образовательной организации МЧС России, а также по другим основаниям досрочного прекращения обучения, установленными нормативными правовыми актами МЧС России, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией МЧС России.
________________