ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О депутатском расследовании Законодательного собрания Ленинградской области

(с изменениями на 7 октября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 7 октября 2022 года N 106-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2022, N 4700202210070001).

____________________________________________________________________

(Принят

Законодательным собранием

Ленинградской области

12 ноября 2018 года)

Настоящим областным законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением Законодательным собранием Ленинградской области деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для личности, общества и государства.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего областного закона

Предметом регулирования настоящего областного закона являются установление оснований для проведения депутатского расследования Законодательного собрания Ленинградской области (далее - Законодательное собрание), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе

В целях настоящего областного закона используются следующие понятия:

комиссия по проведению депутатского расследования - специально образованная Законодательным собранием временная комиссия, уполномоченная проводить депутатское расследование (далее - комиссия);

депутатское расследование - деятельность комиссии по расследованию фактов нарушения соблюдения и исполнения областных законов при наличии обстоятельств, допускающих (допустивших) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеющих большую общественную значимость;

должностные лица - лица, замещающие государственные должности Ленинградской области, должности государственной гражданской службы Ленинградской области, руководители государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ленинградской области;

лицо, привлекаемое к депутатскому расследованию, - должностное лицо или гражданин, предоставляющие комиссии информацию, необходимую для проведения депутатского расследования, и (или) приглашенные комиссией для участия в заседаниях и слушаниях.

Статья 3. Правовая основа проведения депутатского расследования

Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Ленинградской области, областной закон от 24 апреля 2007 года N 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области", иные областные законы.

(Статья в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 7 октября 2022 года N 106-оз. - См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Цели и принципы депутатского расследования

1. Целями депутатского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;

3) обеспечение контроля за устранением причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.

3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, судопроизводство.

Статья 5. Предмет депутатского расследования

1. Депутатскому расследованию подлежат факты нарушения соблюдения и исполнения областных законов при наличии обстоятельств, допускающих (допустивших) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеющие большую общественную значимость.

2. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении административного правонарушения или преступления.

3. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим областным законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

4. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Статья 6. Срок депутатского расследования

1. Срок депутатского расследования не может превышать шесть месяцев со дня образования комиссии.

2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного собрания соответствующего созыва.

Статья 7. Основания для проведения депутатского расследования

Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего областного закона.

Статья 8. Инициатива проведения депутатского расследования

1. Право инициативы проведения депутатского расследования принадлежит депутатам Законодательного собрания, а также Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области, Уполномоченному по правам ребенка в Ленинградской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.

2. Для выдвижения инициативы проведения депутатского расследования Председателю Законодательного собрания направляется письменное обращение (далее - обращение), подписанное инициатором.

3. В обращении должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего областного закона, обоснованы необходимость и возможность проведения депутатского расследования.

4. Председатель Законодательного собрания в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения направляет его в уполномоченную постоянную комиссию Законодательного собрания для заключения о наличии оснований для проведения депутатского расследования и подготовки проекта постановления Законодательного собрания о проведении депутатского расследования, в котором указываются:

1) факты или события, подлежащие расследованию;

2) персональный и численный составы комиссии;

3) срок проведения депутатского расследования.

5. Инициатива проведения депутатского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть образована в период избирательной кампании по выборам Губернатора Ленинградской области или по выборам депутатов Законодательного собрания.

Статья 9. Порядок принятия решения о проведении депутатского расследования

1. Вопрос о поддержке инициативы проведения депутатского расследования рассматривается на очередном заседании Законодательного собрания.

2. Решение о поддержке инициативы проведения депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания тайным голосованием с использованием бюллетеней и оформляется постановлением Законодательного собрания.

3. Постановление о проведении депутатского расследования размещается на официальном сайте Законодательного собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 10. Порядок формирования комиссии

1. Комиссия формируется из депутатов Законодательного собрания на основе принципа пропорционального представительства фракций в Законодательном собрании. Отказ депутатской фракции от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее образования.

2. В случае отказа депутатской фракции в Законодательном собрании от направления своих представителей в состав комиссии вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими фракциями в Законодательном собрании, направившими своих представителей в состав комиссии, представителями этих депутатских фракций в Законодательном собрании.

Статья 11. Требования, предъявляемые к членам комиссии

Членом комиссии не может быть депутат Законодательного собрания:

являющийся участником расследуемого комиссией события;

состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом (родители, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), являющимся участником расследуемого комиссией события.

Статья 12. Прекращение полномочий члена комиссии и замещение вакантных мест

1. Полномочия члена комиссии могут быть прекращены досрочно:

1) на основании его письменного заявления о добровольном сложении полномочий члена комиссии;

2) в случае досрочного прекращения его полномочий депутата Законодательного собрания;

3) в случае несоответствия члена комиссии требованиям, установленным статьей 11 настоящего областного закона.

2. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии вакантное место члена комиссии замещается другим представителем депутатской фракции в Законодательном собрании, от которой был избран выбывший член комиссии.

3. Решение о прекращении полномочий члена комиссии и о включении в состав комиссии другого депутата Законодательного собрания оформляется постановлением Законодательного собрания.

Статья 13. Председатель комиссии

1. Председатель комиссии избирается на первом заседании комиссии из числа членов комиссии большинством голосов от общего числа членов комиссии на срок ее полномочий.

Если ни один из кандидатов на должность председателя комиссии не набрал большинства голосов, его избрание проводится Законодательным собранием из двух кандидатур, предложенных комиссией, и оформляется постановлением Законодательного собрания.

2. Председатель комиссии:

1) организует работу комиссии, созывает и ведет ее заседания;

2) выступает на заседаниях Законодательного собрания с сообщениями о деятельности комиссии;

3) распределяет обязанности между членами комиссии;

4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;

5) подписывает протоколы проводимых им заседаний комиссии и запросы комиссии;

6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

Статья 14. Порядок работы комиссии

1. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 15 дней со дня образования комиссии.

2. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии.

3. Заседания комиссии, как правило, открытые. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.

4. В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания.

Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»