9.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 1 с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы 1
Основные направления государственной жилищной политики отражены в базовых документах стратегического планирования, в том числе регулирующих жилищно-коммунальную сферу, а именно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года.
Государственная жилищная политика Санкт-Петербурга реализуется в первую очередь за счет косвенных механизмов содействия в улучшении жилищных условий, предполагающих предоставление денежных выплат в форме социальных выплат и безвозмездных субсидий. Социальные выплаты в настоящее время предоставляются жителям Санкт-Петербурга в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также следующих программ:
"Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге";
"Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге";
"Жилье работникам бюджетной сферы".
Безвозмездные субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений".
На особом контроле у Правительства Санкт-Петербурга находится вопрос расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге. В период с 2015 по 2017 годы количество коммунальных квартир в Санкт-Петербурге сократилось на 14125 квартир, улучшены жилищные условия 34161 семьи, в том числе 11511 семей - за счет предоставления социальных выплат. По состоянию на начало 2018 года в Санкт-Петербурге 74522 коммунальные квартиры, в которых проживает 239654 семьи.
Другим приоритетным направлением государственной жилищной политики Санкт-Петербурга является предоставление жилья льготным категориям граждан, а именно ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранам боевых действий, многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, семьям, имеющим в своем составе инвалидов (детей-инвалидов), гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, или проживающим в аварийных домах. Данные категории граждан обеспечиваются в соответствии с жилищными планами, ежегодно утверждаемыми Жилищным комитетом.
В Санкт-Петербурге продолжаются мероприятия по расселению аварийного фонда. Многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года, расселены в Санкт-Петербурге еще в 2015 году. В настоящее время осуществляется расселение аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2012 года.
Социальные гарантии в области жилищных прав граждан пожилого возраста обеспечиваются путем заключения от имени Санкт-Петербурга договоров пожизненной ренты. С начала реализации данного направления в октябре 2015 года до начала 2018 года заключено 88 договоров пожизненной ренты.
Также в Санкт-Петербурге продолжатся мероприятия по развитию системы наемных домов социального использования. В 2016-2017 годах проведены мероприятия по заселению квартир в наемных домах социального использования Санкт-Петербурга, расположенных в Невском районе Санкт-Петербурга по адресу: ул.Еремеева, д.3, корп.2 (178 квартир) и Кировском районе Санкт-Петербурга по адресу: Охотничий пер., д.9 (32 квартиры). В 2018 году планируется ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул.Олеко Дундича, д.29 (295 квартир), цель использования которого в качестве наемного дома социального использования будет определена после государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на жилые помещения в нем.
Одной из важных проблем реализации жилищной политики Санкт-Петербурга остаются темпы формирования государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Основными источниками его пополнения являются приобретение и строительство. Сегодняшние объемы строительства бюджетного жилья не позволяют обеспечивать необходимое для Санкт-Петербурга поступление квартир в целях их последующего распределения между закрепленными в годовых жилищных планах категориями граждан. В данных условиях альтернативным источником поступления жилья остается его приобретение на основе заключения государственных контрактов.
Так, если в период с 2011 по 2013 годы в государственную собственность Санкт-Петербурга за счет приобретения и строительства жилья поступило 1016,3 тыс.кв.м жилья (17487 квартир), то с 2015 по 2017 годы объем такого жилья составил 270,9 тыс.кв.м (4441 квартира). Таким образом, снижение показателя между указанными периодами составило 73,3% в относительном выражении и 745,4 тыс.кв.м (13046 квартир) в абсолютном выражении.
9.3. Описание целей и задач подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является создание благоприятных условий для оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий проживающих в Санкт-Петербурге граждан и сокращение числа граждан, состоящих на жилищном учете. Цель подпрограммы соответствует целевым ориентирам, заданным Указом N 600 и Указом N 204, предусматривающим улучшение жилищных условий жителей Санкт-Петербурга, а также стратегической цели, закрепленной в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, - повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения.
Достижение цели подпрограммы 1 осуществляется путем решения следующих задач:
создание условий для осуществления гражданами прав на жилище путем предоставления социальных выплат и безвозмездных субсидий на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
обеспечение развития государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в том числе путем увеличения объемов жилищного строительства;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
развитие механизмов субсидирования части затрат по найму жилья для малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
повышение доступности приобретения жилья отдельными категориями граждан посредством предоставления им рассрочки на оплату жилья или ипотечных кредитов (займов) на долгосрочной основе;
создание условий для осуществления гражданами прав на жилище путем предоставления им в установленном порядке жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, в собственность либо в наем за доступную плату.
Для достижения цели подпрограммы 1 определены индикаторы подпрограммы 1, указанные в таблице 2 раздела 7 государственной программы, и сформирован перечень мероприятий подпрограммы 1, связанных с текущими расходами (таблица 6 подраздела 9.5 государственной программы) и расходами развития (таблица 7 подраздела 9.6 государственной программы).