Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2018 года N 1415

О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств

(с изменениями на 22 февраля 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 200 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.02.2020, N 0001202002260025).

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Провести эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях:

г.Москвы и Республики Татарстан - с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г.;

Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областей, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Краснодарского края и г.Санкт-Петербурга - с 1 марта 2020 г. по 1 марта 2022 г.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 200. - См. предыдущую редакцию)

2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы, Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий", федерального государственного унитарного предприятия "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" и собственников высокоавтоматизированных транспортных средств провести оценку результатов эксперимента по опытной эксплуатации и представить до 1 марта 2020 г. и 1 марта 2022 г. соответствующие доклады в Правительство Российской Федерации.

4. Реализацию настоящего постановления осуществить в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 ноября 2018 года N 1415

Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств

(с изменениями на 22 февраля 2020 года)

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (далее - эксперимент).

2. Настоящее Положение распространяется на участников отношений, возникающих в связи с проведением эксперимента.

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"автоматизированный режим управления" - режим, при котором управление транспортным средством осуществляется автоматизированной системой вождения;

"автоматизированная система вождения" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя, с возможностью автоматического отключения при воздействии водителя на органы управления для перехода в режим ручного управления при необходимости, в том числе для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

"собственник высокоавтоматизированного транспортного средства" -юридическое лицо, которому на праве собственности принадлежит высокоавтоматизированное транспортное средство и которое участвует в проведении эксперимента на добровольной основе;

"водитель высокоавтоматизированного транспортного средства" - физическое лицо, находящееся во время проведения эксперимента на месте водителя высокоавтоматизированного транспортного средства, активирующее автоматизированную систему вождения высокоавтоматизированного транспортного средства и контролирующее движение этого транспортного средства в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме ручного управления. Водитель высокоавтоматизированного транспортного средства является водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения";

"высокоавтоматизированное транспортное средство" - транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Евразийского экономического союза, допущенное к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, в конструкцию которого внесены изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой вождения, и не подлежащее отчуждению в период проведения эксперимента;

"заявитель" - собственник высокоавтоматизированного транспортного средства, подавший заявку на получение заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

"испытательная лаборатория" - федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ", осуществляющее проведение оценки соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств на основании договоров с собственниками высокоавтоматизированных транспортных средств и реализующее предусмотренные настоящим Положением полномочия без использования бюджетных средств;

"опытная эксплуатация" - эксплуатация, включающая движение в автоматизированном режиме управления одного или нескольких высокоавтоматизированных транспортных средств, проводимая в соответствии с программой опытной эксплуатации, не предусматривающей перевозку пассажиров на возмездной основе;

"ручной режим управления" - режим, при котором управление высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет водитель;

"специальная декларация" - специальная декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г.Женеве 20 марта 1958 г., принимаемая собственником такого транспортного средства в целях получения заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Форма специальной декларации приведена согласно приложению N 1.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 200. - См. предыдущую редакцию)

"декларация о неизменности конструкции" - декларация о неизменности конструкции по форме согласно приложению N 2, оформляемая в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств;

(Абзац дополнительно включен с 5 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 200)

"партия высокоавтоматизированных транспортных средств" - не более 150 единиц высокоавтоматизированных транспортных средств, в конструкцию которых внесены идентичные изменения в отношении их конструкции, установленной автоматизированной системы вождения, а также способа изменений, связанных с их оснащением автоматизированной системой вождения.

(Абзац дополнительно включен с 5 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 200)

4. Целями и задачами эксперимента являются:

а) апробация движения высокоавтоматизированного транспортного средства в автоматизированном режиме управления по автомобильным дорогам общего пользования;

б) определение фактических значений качественных и количественных характеристик автоматизированной системы вождения;

в) определение фактической эффективности работы автоматизированной системы вождения;

г) подтверждение возможности эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления;

д) выработка технических требований к автоматизированной системе вождения для разработки технических регламентов и документов по стандартизации.

5. Участниками эксперимента являются:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

б) Министерство внутренних дел Российской Федерации;

в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства;

г) испытательная лаборатория.

6. В целях проведения эксперимента:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает состав и порядок представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента и по его итогам;

б) испытательная лаборатория:

ежемесячно представляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информацию о количестве заявок, поступивших от заявителей, и количестве выданных заключений о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

формирует предложения по составу требований безопасности к высокоавтоматизированным транспортным средствам, разработке методов испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на основании результатов эксперимента и направляет их в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

проводит испытания высокоавтоматизированных транспортных средств;

оценивает транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями на соответствие требованиям безопасности с выдачей или отказом в выдаче заключения о соответствии высокоавтоматизированного транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства:

утверждает программу опытной эксплуатации;

ведет протокол проведения опытной эксплуатации;

осуществляет опытную эксплуатацию;

представляет информацию о результатах опытной эксплуатации в испытательную лабораторию.

7. До дня подачи заявки на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности заявитель должен застраховать и поддерживать застрахованным в период проведения опытной эксплуатации риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц на сумму 10 млн. рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства.

8. Для участия в эксперименте собственник высокоавтоматизированного транспортного средства представляет в испытательную лабораторию:

а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, в которой указываются:

субъект Российской Федерации, на территории которого планируется проведение опытной эксплуатации;

перечень высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства);

информация о водителях высокоавтоматизированных транспортных средств, подтверждающая их соответствие требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 11 настоящего Положения;

б) высокоавтоматизированное транспортное средство, а в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, - транспортное средство, которое отбирается из этой партии высокоавтоматизированных транспортных средств испытательной лабораторией случайным образом для проведения оценки соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 200. - См. предыдущую редакцию)

9. К заявке на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности прилагаются:

а) специальная декларация;

б) руководство водителя высокоавтоматизированного транспортного средства по работе с автоматизированной системой вождения;

в) программа опытной эксплуатации;

г) документы, подтверждающие исполнение заявителем требования пункта 7 настоящего Положения;

д) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 дней со дня подачи заявки;

е) декларация, подписанная уполномоченным лицом заявителя о соответствии водителей, которые будут принимать участие в эксперименте, требованиям, установленным настоящим Положением;

ж) видеоматериалы, подтверждающие проведение заявителем тестирования работы высокоавтоматизированного транспортного средства в автономном режиме на территории полигона;

з) декларация о неизменности конструкции - в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств.

(Подпункт дополнительно включен с 5 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 200)

10. В течение 45 дней со дня получения документов и материалов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения, испытательная лаборатория:

а) проводит их оценку на предмет соответствия требованиям подпункта "а" пункта 8 и пункта 9 настоящего Положения;

б) проводит оценку в форме испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения;