МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 октября 2018 года N 1685

Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе

В соответствии с частью 5 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2018, N 11, ст.1591)

приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 161 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе" (зарегистрирован Минюстом России от 13 апреля 2012 г., регистрационный N 23834).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н.А.Малакова.

Министр

В.Р.Мединский

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

11 декабря 2018 года,

регистрационный N 52968

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства культуры

Российской Федерации

от 1 октября 2018 года N 1685

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе

I. Общие положения

1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" (далее - программа "Хоровое пение") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

- обеспечения преемственности программы "Хоровое пение" и образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области музыкального искусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы "Хоровое пение" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Хоровое пение" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

1.6. Обучающиеся по программе "Хоровое пение" имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению с учетом настоящих ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе "Хоровое пение" образовательная организация проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано.

1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Хоровое пение", разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.

II. Используемые сокращения

2.1. В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

программа "Хоровое пение" - дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение";

ОП - образовательная программа;

ОО - образовательная организация;

ФГТ - федеральные государственные требования.

III. Требования к минимуму содержания программы "Хоровое пение"

3.1. Минимум содержания программы "Хоровое пение" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение обучающимся в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Хоровое пение" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умение самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умение создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений;

- навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыки публичных выступлений;

б) инструментального:

- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умение создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкальных произведений;

- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;

- умение исполнять несложные фортепианные партии (аккомпанемент) в камерно-вокальных произведениях;

- навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыки подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыки публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знание музыкальной грамоты;

- знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умение использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;

- умение осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыки восприятия элементов музыкального языка;

- сформированные ладоинтонационные и метроритмические навыки;

- навыки вокального исполнения музыкального текста, сольфеджирования, пения с листа;

- навыки анализа музыкальных произведений;

- навыки записи музыкального текста по слуху;

- первичные навыки и умения по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы "Хоровое пение" с дополнительным годом обучения сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знание основного вокально-хорового репертуара;

- знание начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»