МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 октября 2018 года N 645/пр

Об утверждении Методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности

В соответствии с частью 7 статьи 178, частью 3 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности (далее - Методические рекомендации).

Министр

В.В.Якушев

Приложение к приказу

Министерства строительства и

жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 4 октября 2018 года N 645/пр

Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при создании специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), и обеспечении их деятельности. Настоящие методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.

2. Организационные основы деятельности регионального оператора

2.1. Полномочия учредителя (учредителей) регионального оператора от имени субъекта Российской Федерации целесообразно реализовывать органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции управления имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством, строительством, на основании решения, принимаемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого будет осуществлять деятельность региональный оператор.

2.2. Рекомендуется создавать одного регионального оператора, функционирующего на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда необходимость создания на территории субъекта Российской Федерации нескольких региональных операторов обусловлена:

существенным различием климатических условий в рамках территории субъекта Российской Федерации;

особенностями административно-территориального деления субъекта Российской Федерации (например, наличием закрытых административно-территориальных объединений).

2.3. В случае принятия решения о создании нескольких региональных операторов рекомендуется определять территорию их деятельности с учетом необходимости функционирования одного регионального оператора на территории муниципального образования.

2.4. Создание регионального оператора рекомендуется осуществлять без ограничения срока его деятельности.

3. Цели, функции и полномочия регионального оператора

3.1. Функции регионального оператора рекомендуется определять в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3.2. Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и уставом регионального оператора рекомендуется предусмотреть дополнительные функции, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, помимо функций, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.3. При определении видов деятельности регионального оператора рекомендуется исключить возможность осуществления им предпринимательской или иной направленной на получение прибыли деятельности во избежание возникновения дополнительных рисков привлечения регионального оператора к гражданской ответственности, за исключением случаев, указанных в пункте 3.4 настоящих методических рекомендаций.

3.4. В качестве возможных видов деятельности регионального оператора, приносящей доход, возможно предусмотреть деятельность регионального оператора по реализации мер, направленных на исполнение в субъекте Российской Федерации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", или иные виды деятельности, приносящей доход и способствующей сокращению расходов бюджета субъекта Российской Федерации на содержание регионального оператора. При этом рекомендуется предусматривать в уставе регионального оператора условия об осуществлении отдельного учета по таким видам деятельности.

4. Имущество регионального оператора, финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора

4.1. Имущество регионального оператора рекомендуется формировать за счет источников, указанных в части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также иных не запрещенных законом источников.

4.2. В качестве дополнительных источников формирования имущества регионального оператора рекомендуется предусматривать доходы от предпринимательской деятельности, в случае если уставом регионального оператора предусмотрена возможность осуществления им предпринимательской деятельности.

4.3. С учетом установленного частью 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации запрета на использование средств, формирующих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора (оплату труда работников регионального оператора, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы регионального оператора и выполнения уставных задач), рекомендуется ежегодно при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать достаточный размер бюджетных ассигнований на предоставление субсидий для обеспечения текущей деятельности регионального оператора в виде регулярных поступлений (взносов) с учетом необходимости выполнения обязанностей регионального оператора перед собственниками, установленных статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.3.1. При расчете размера бюджетных ассигнований рекомендуется учитывать:

объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, запланированный в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) на предстоящий год;

территориальную удаленность объектов от столицы субъекта Российской Федерации;

оснащенность (транспорт, помещения, иные основные средства) и достаточность штатной численности для выполнения уставных задач и обязанностей регионального оператора;

объем расходов на исполнение региональным оператором обязанностей, предусмотренных статьями 171 и 183 Жилищного кодекса Российской Федерации;

объем расходов на ведение претензионно-исковой работы в отношении неплательщиков;

иные обстоятельства, которые могут препятствовать безусловному выполнению региональной программы капитального ремонта.

4.3.2. Порядок и сроки таких поступлений рекомендуется определять в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. При этом размер средств, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора, рекомендуется определять на основании предложений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта.

5. Органы управления регионального оператора

5.1. В структуре органов управления регионального оператора рекомендуется предусмотреть образование высшего коллегиального исполнительного органа управления (далее - правление) и единоличного исполнительного органа управления (далее - руководитель), а также коллегиального органа надзора (далее - попечительский совет), создание которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

5.2. Рекомендуется предусмотреть наделение учредителя регионального оператора или лица, реализующего полномочия учредителя, следующими полномочиями:

утверждение устава регионального оператора;

образование органов управления регионального оператора и досрочное прекращение их полномочий;

определение приоритетных направлений деятельности регионального оператора, принципов формирования и использования его имущества.

5.3. Председателя попечительского совета, а также состав попечительского совета рекомендуется назначать на должность и освобождать от должности решением учредителя или лица, реализующего полномочия учредителя, с определением срока полномочий, который целесообразно определять не более 5 лет.

5.4. В состав попечительского совета рекомендуется включать представителей:

высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации;

общественной палаты субъекта Российской Федерации.

5.5. Рекомендуется предусмотреть возможность досрочного прекращения полномочий попечительского совета на основании представлений тех организаций или органов, которыми они ранее были предложены к назначению.

5.6. Исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" попечительский совет регионального оператора осуществляет надзор за деятельностью регионального оператора, принятием другими органами управления регионального оператора решений и обеспечением их исполнения, использованием средств регионального оператора, соблюдением региональным оператором законодательства Российской Федерации, к компетенции попечительского совета рекомендуется отнести:

рассмотрение информации по вопросам осуществления деятельности регионального оператора, исполнения решений, принятых органами управления регионального оператора, а также выработку рекомендаций для органов управления регионального оператора по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях попечительского совета;

рассмотрение результатов мониторинга исполнения региональной программы капитального ремонта, реализуемой региональным оператором;

принятие решений об одобрении или об отказе в одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

утверждение аудиторской организации, отобранной на конкурсной основе, для проведения ежегодного обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора, а также рассмотрение и принятие решений по результатам ревизий и иных проверок деятельности регионального оператора;

рассмотрение не реже одного раза в полгода информации правления о результатах деятельности регионального оператора и выработку своих рекомендаций по итогам рассмотрения такой информации;

осуществление иных надзорных полномочий, предусмотренных уставом регионального оператора.

5.7. Рекомендуется утвердить решением попечительского совета внутренний документ регионального оператора (положение, регламент или иной документ), устанавливающий сроки, порядок созыва и проведения заседаний попечительского совета, правления.

5.8. В целях организационно-технического обеспечения деятельности попечительского совета и правления рекомендуется предусматривать назначение секретаря попечительского совета и правления (далее - секретарь), к функциям которого целесообразно отнести:

организационно-техническое обеспечение деятельности попечительского совета и правления;

представление на утверждение председателем попечительского совета и правления повестки дня заседания;

уведомление членов попечительского совета и правления о месте, времени, дате и повестке дня заседания;

организация подготовки материалов к заседаниям;

оформление протоколов заседаний.

5.9. При определении порядка деятельности попечительского совета рекомендуется предусмотреть:

возможность созыва заседаний попечительского совета председателем или не менее чем одной третью членов попечительского совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал;

легитимность решений попечительского совета, если на заседании присутствует не менее половины членов и решение поддержано двумя третями голосов от числа присутствующих, за исключением случаев внесения предложений по изменению устава попечительским советом регионального оператора, решения по которым принимаются, если за них проголосовало не менее трех четвертей от числа действующих членов попечительного совета;

возможность проведения заочного голосования по вопросам повестки заседания попечительского совета по инициативе председателя попечительского совета или не менее чем одной трети членов попечительского совета;

проведение заседаний попечительского совета председателем попечительского совета соответственно, а в его отсутствие - лицом, уполномоченным председателем;

право членов иных органов управления регионального оператора присутствовать на заседаниях попечительского совета и выступать по всем вопросам, включенным в повестку заседания по согласованию с председателем попечительского совета;

оформление решений попечительского совета протоколом, который подписывается председательствующим на заседании попечительского совета и секретарем;

обязательность выполнения решений попечительского совета для правления и единоличного исполнительного органа регионального оператора;

хранение протоколов заседаний попечительского совета в течение трех лет в порядке, установленном уставом регионального оператора;

возможность созыва заседания попечительского совета по требованию аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора;

запрет на передачу полномочий попечительского совета иным органам управления регионального оператора;

право попечительского совета запрашивать любую необходимую информацию от правления и руководителя;

запрет для членов попечительского совета на участие в деятельности иных органов регионального оператора.

5.10. При формировании правления и определении порядка его деятельности рекомендуется предусмотреть:

регламентацию деятельности правления, в том числе установление сроков, порядка созыва и проведения заседаний правления в соответствии с уставом регионального оператора;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»