ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2018 года N 1193
(с изменениями на 14 февраля 2024 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2021 года N 1692 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2021, N 0001202110070022);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2024, N 0001202402150037) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 13_1 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" Правительство Российской Федерации
постановляет:
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2018 года N 1193
Правила направления гражданином Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, сведений о факте такой регистрации в орган записи актов гражданского состояния Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и включения сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния
(с изменениями на 14 февраля 2024 года)
1. Настоящие Правила определяют порядок направления гражданином Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, сведений о факте такой регистрации в орган записи актов гражданского состояния Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее соответственно - сведения о факте регистрации акта гражданского состояния, консульское учреждение), порядок включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации (далее соответственно - сведения о документе иностранного государства, документ иностранного государства), а также состав указанных сведений.
2. Включение сведений о документах иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния не является признанием действительным в Российской Федерации документа иностранного государства.
3. Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния направляются гражданином Российской Федерации по месту его жительства в орган записи актов гражданского состояния Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений в случае делегирования в соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - орган записи актов гражданского состояния) или консульское учреждение не позднее чем через месяц со дня совершения компетентным органом иностранного государства регистрации акта гражданского состояния.
(Пунт в редакции, введенной в действие с 15 октября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2021 года N 1692. - См. предыдущую редакцию)
4. В целях направления сведений о факте регистрации акта гражданского состояния гражданин Российской Федерации составляет по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, и направляет по месту своего жительства в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение одним из следующих способов по выбору гражданина Российской Федерации уведомление о регистрации компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства в отношении него или в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, акта гражданского состояния (далее - уведомление о регистрации):
посредством почтового отправления;
при личном обращении по месту жительства гражданина Российской Федерации в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение (далее - при личном обращении);
с использованием личного кабинета гражданина Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) (не используется при направлении уведомления в консульское учреждение).
5. К уведомлению о регистрации гражданином Российской Федерации прилагаются копии документов:
документа компетентного органа иностранного государства с приложением перевода указанного документа на русский язык;
документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае наличия у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства).
Верность копии документа иностранного государства должна быть нотариально засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, за исключением случая, если гражданин Российской Федерации представляет ее при личном обращении в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии документ иностранного государства в подлиннике. В этом случае при личном приеме гражданина Российской Федерации работник органа записи актов гражданского состояния или консульского учреждения обязан установить идентичность копии и подлинника документа иностранного государства, проставить на копии документа иностранного государства отметку о соответствии копии и подлинника документа иностранного государства и вернуть подлинник документа иностранного государства гражданину Российской Федерации.
Верность перевода документа иностранного государства на русский язык или подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
При направлении гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния в отношении его несовершеннолетнего ребенка также прилагается копия свидетельства о рождении или иного документа, удостоверяющего личность несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.
При направлении гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, также прилагаются копии документов:
документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, не достигшего 18 лет или признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным;
документа, подтверждающего полномочия гражданина Российской Федерации выступать законным представителем лица, не достигшего 18 лет или признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным.
При направлении гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния с использованием единого портала указанные в настоящем пункте документы должны быть представлены в форме электронных образов документов. В указанном случае электронные образы документа иностранного государства и перевода документа иностранного государства должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
6. Качество направленных гражданином Российской Федерации копий (электронных образов) документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Электронный образ документа должен обеспечить визуальную идентичность его бумажному оригиналу.
7. В уведомлении о регистрации гражданином Российской Федерации указывается информация о легализации документа иностранного государства либо о проставлении на нем апостиля или об отказе компетентного органа Российской Федерации в такой легализации с указанием причин отказа.
8. В случае направления гражданином Российской Федерации уведомления о внесении исправлений или изменений в документ иностранного государства, признании его восстановленным или аннулированным, сведения о котором не направлялись гражданином Российской Федерации, одновременно с указанными сведениями также должны быть направлены сведения о документе иностранного государства, выданном компетентным органом иностранного государства в удостоверение первоначальной регистрации акта гражданского состояния.
9. При направлении гражданином Российской Федерации одновременно нескольких уведомлений о регистрации копии одного и того же документа, необходимые в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил к представлению с каждым уведомлением о регистрации, не дублируются и прилагаются в одном экземпляре.
10. Уведомление о регистрации, направляемое посредством почтового отправления или представляемое при личном обращении в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение (далее - органы приема документов), подписывается гражданином Российской Федерации.
11. Уведомление о регистрации, направляемое с использованием единого портала, подписывается простой электронной подписью гражданина Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 23 февраля 2024 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155. - См. предыдущую редакцию.
12. Бланки уведомлений о регистрации по форме, указанной в пункте 4 настоящих Правил, предоставляются гражданам Российской Федерации органами приема документов на безвозмездной основе в помещениях, в которых осуществляется прием граждан Российской Федерации при личном обращении, а также размещаются в электронной форме на официальных сайтах Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и органов приема документов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с возможностью их свободного копирования.
13. В случае если сведения о документах иностранного государства предоставлены в отношении нескольких граждан Российской Федерации, может быть направлено совместное уведомление о регистрации. Совместное уведомление о регистрации подписывается каждым гражданином Российской Федерации, и каждым гражданином Российской Федерации к уведомлению о регистрации прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.
В случае если в удостоверение акта гражданского состояния, совершенного компетентным органом иностранного государства в отношении нескольких граждан Российской Федерации, законодательством такого иностранного государства предусмотрена выдача отдельного документа каждому гражданину Российской Федерации, то при подаче совместного уведомления о регистрации представляются копии всех документов, выданных гражданам Российской Федерации в удостоверение указанного акта гражданского состояния.
14. Органы приема документов в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации), направленного посредством почтового отправления, и в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации), направленного с использованием единого портала или представленного при личном обращении, осуществляют его рассмотрение.
По итогам рассмотрения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации):
органы записи актов гражданского состояния включают сведения о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния или отказывают гражданину Российской Федерации во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния;
консульские учреждения направляют сведения о документе иностранного государства в Министерство иностранных дел Российской Федерации для их включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния или отказывают гражданину Российской Федерации во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155. - См. предыдущую редакцию)
15. Органом приема документов по итогам рассмотрения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации) может быть отказано гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния по любому из следующих оснований:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155. - См. предыдущую редакцию)
направление гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния, составленных не в отношении указанного гражданина Российской Федерации, его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо не в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого указанный гражданин Российской Федерации является;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155. - См. предыдущую редакцию)
направление гражданином Российской Федерации сведений о документе иностранного государства, являющемся недействительным;
несоблюдение гражданином Российской Федерации (гражданами Российской Федерации) при направлении сведений о факте регистрации акта гражданского состояния настоящих Правил.
16. По итогам включения сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния орган приема документов направляет гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) справку о включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (далее - справка), в которой указывается номер сведений о документе иностранного государства в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155. - См. предыдущую редакцию)
17. В случае отказа во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния орган приема документов направляет гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) уведомление об отказе во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния с указанием причин отказа (далее - уведомление об отказе).
18. По итогам рассмотрения направленного гражданами Российской Федерации совместного уведомления о регистрации органом приема документов формируется справка или уведомление об отказе для каждого гражданина Российской Федерации, указанного в совместном уведомлении о регистрации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155. - См. предыдущую редакцию)
19. Справка и уведомление об отказе направляются органом приема документов гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) одним из следующих способов, который указывается в уведомлении о регистрации (совместном уведомлении о регистрации):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155. - См. предыдущую редакцию)
почтовое отправление на адрес, указанный в направленном уведомлении о регистрации (совместном уведомлении о регистрации);
абзац утратил силу с 1 июля 2024 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 155 - см. предыдущую редакцию;