4.8.1 Система контрольно-пропускного обеспечения порта создается с целью предотвращения несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, обеспечения сохранности грузов от хищения, пресечения противоправных действий и правонарушений на объекте и защиты от актов незаконного вмешательства.
Для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля при прохождении судов, грузов и экипажей через государственную границу Российской Федерации дополнительно должна быть предусмотрена организация специального пункта пропуска через государственную границу, нормы и правила проектирования которого определены отдельными нормативными документами и в настоящем СП не рассматриваются.
4.8.2 Система контрольно-пропускного обеспечения порта представляет собой совокупность инженерно-технических средств (защитные сооружения, защитное освещение, контрольно-пропускные пункты, системы охранного теленаблюдения и сигнализации), организационных мероприятий, действий производственных подразделений порта (терминала) и службы охраны.
4.8.3 При проектировании системы контрольно-пропускного обеспечения порта следует руководствоваться ФЗ N 261 [21], постановлением Правительства Российской Федерации N 482 [62], ФЗ N 16 [63] и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также действующими нормативными документами, правилами, стандартами, регулирующими отношения в сфере строительства: СП 30.13330, СП 124.13330, СП 52.13330, ГОСТ 9238; СП 112.13330, РД 31.30.11.01-84 [34], ПОТ РО-152-31.82.03-96 [31], РД 78.36.006-2005 [35].
4.8.4 В целях недопущения проникновения посторонних лиц и обеспечения сохранности грузов от хищения территорию порта по периметру оборудуют охранным ограждением с системой видеонаблюдения и контрольно-пропускными пунктами (КПП) для пропуска людей, проезда автомобильного и железнодорожного транспорта.
4.8.5 Выбор типа и состава технических средств системы осуществляется с учетом:
- параметров порта, его месторасположения, степени уязвимости от вероятных действий нарушителей (групп, отдельных лиц, не санкционированно проникающих на территорию порта), характера окружающей местности и принятой концепции (способа) охраны;
- требований, предъявляемых к работе комплекса технических средств контролирующими органами;
- места установки технических средств;
- объема, площади, протяженности и конфигурации пункта пропуска;
- освещенности порта в различное время суток;
- реальных возможностей проведения монтажных работ (обеспеченности специальными машинами и механизмами);
- необходимости обеспечения электромагнитной совместимости оборудования, входящего в состав комплекса технических средств, а также обеспечения защиты от действия вибрации, механических ударов;
- необходимости обеспечения экологических, эргометрических и медико-биологических условий для работы персонала морского порта.
4.8.6 Для пресечения противоправных действий и правонарушений на проектируемом объекте должны быть предусмотрены:
- установка охранного заграждения;
- оборудование контрольно-пропускных пунктов;
- установка охранного освещения, системы охранного видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализации;
- обеспечение службы охраны современными средствами связи и оповещения;
- системы контроля и управления доступом в объеме требований ГОСТ Р 51241;
- установка пассивных барьеров замедлителей движения автотранспорта и управляемых барьеров, блокирующих проезды в производственно-технологические зоны и на причальные сооружения.
4.8.7 Для контроля проезда грузового и легкового автотранспорта, пропуска на территорию порта физических лиц создаются контрольно-пропускные пункты (КПП), оснащаемые досмотровой техникой, смотровыми площадками, средствами радиационного контроля, пожаротушения, связи, тревожной и охранной сигнализацией и ограждаемые шлагбаумом и механизированными воротами.
4.8.8 КПП оборудуется помещением для сотрудников охраны, через которое осуществляется проверка документов, въезд-выезд сотрудников, перегородками с обзорным зеркалом и турникетом, сигнализацией, устройством, блокирующим движение автотранспорта, автоматическим шлагбаумом со светофором и механизированными воротами.
4.8.9 Для размещения службы охраны в проекте должно быть предусмотрено отдельно стоящее здание, соответствующее всем действующим нормативам. В здании предусматриваются помещения для размещения аппаратуры, хранения и чистки оружия, караульное помещение и комната отдыха персонала, отдельный кабинет начальника службы охраны и его заместителя, изолятор временного содержания нарушителей, а также вспомогательные помещения (санузел, электрощитовая и прочее).
4.8.10 Проект системы охраны, связи и управления доступом на проектируемом объекте должен быть выполнен специализированной организацией.