Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 июля 2018 года N 335

Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения

В целях реализации пункта 13 плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р, а также в целях обеспечения методической поддержки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения

приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра О.Б.Пака.

Министр

К.Ю.Носков

Приложение

к приказу Министерства

цифрового развития, связи

и массовых коммуникаций

Российской Федерации

от 4 июля 2018 года N 335

Методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения (далее - методические рекомендации), разработаны в целях реализации пункта 13 плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р (далее соответственно - распоряжение, План перехода).

2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российский Федерации (далее соответственно - государственные органы, органы местного самоуправления) при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения.

3. В соответствии с законодательством Российской Федерации к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

________________

Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062).

Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого программного обеспечения и клиентского программного обеспечения. Офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

________________

Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062).

4. Офисное программное обеспечение обеспечивает работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа (далее - автоматизированное рабочее место пользователей) и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании.

________________

Пункт 4 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062).

II. Переход государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения

5. При переходе государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется обеспечить совокупность процессов, действий и организационно-технических мероприятий, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и связанных с заменой ранее закупленного и используемого ими офисного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (далее - иностранное офисное программное обеспечение), на отечественное офисное программное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, с учетом запрета на допуск иностранного офисного программного обеспечения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

6. В целях организации эффективного перехода государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется определить решением государственного органа или решением органа местного самоуправления работника государственного органа или органа местного самоуправления соответственно, занимающего должность не ниже заместителя руководителя государственного органа или не ниже заместителя руководителя органа местного самоуправления, ответственного за переход государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения.

7. Государственным органам и органам местного самоуправления рекомендуется внести изменения в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации на период до 2020 года включительно и последующие периоды, относящиеся к установленной сфере ведения государственных органов или органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения,

8. Переход государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (далее - Дополнительные требования).

9. При наличии технической возможности, а также нормативной правовой базы, регулирующей вопросы оказания государственным органам и органам местного самоуправления "облачных" услуг, в том числе услуг по предоставлению программного обеспечения по "облачной" технологии, предоставление отечественного офисного программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии рекомендуется осуществлять с применением инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

По решению государственного органа или органа местного самоуправления для предоставления офисного программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может быть использована иная внешняя программно-аппаратная и телекоммуникационная инфраструктура, соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о защите информации, о защите персональных данных и о связи, а также обеспечивающая предоставление пользователям офисного программного обеспечения с применением "облачной" технологии.

10. Переход на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять в отношении:

иностранного офисного программного обеспечения и (или) офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, ранее установленного и используемого государственными органами или органами местного самоуправления в результате приобретения права (либо продления срока действия права) на использование такого программного обеспечения независимо от вида договора и (или) соглашения на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) предустановленного производителем программного обеспечения и (или) производителем оборудования и (или) иной организацией на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе на серверном оборудовании, используемых государственными органами или органами местного самоуправления, и (или) используемого государственными органами или органами местного самоуправления в результате закупки товаров, работ, услуг, предусматривающих предоставление пользователям в государственных органах или органах местного самоуправления офисного программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (далее - инфраструктура центра обработки данных, услуги центра обработки данных по предоставлению офисного программного обеспечения), и (или) посредством предоставления заказчику в пользование программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует офисное программное обеспечение;

офисного программного обеспечения, планируемого к приобретению государственными органами или органами местного самоуправления (приобретение исключительных прав и (или) прав на использование программного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации), для использования на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе на серверном оборудовании, и (или) устанавливаемого производителем программного обеспечения и (или) производителем оборудования и (или) иной организацией на планируемых к закупке государственными органами или органами местного самоуправления автоматизированных рабочих местах пользователей, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе серверном оборудовании, и (или) офисного программного обеспечения, планируемого к использованию государственными органами или органами местного самоуправления в результате закупки товаров, работ, услуг, предусматривающих предоставление пользователям в государственных органах или органах местного самоуправления офисного программного обеспечения посредством оказания услуг центра обработки данных по предоставлению офисного программного обеспечения и (или) посредством предоставления заказчику в пользование программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует офисное программное обеспечение;

новых версий офисного программного обеспечения и (или) его отдельных компонентов и (или) программных модулей, исключительные права и (или) права на использование которых возникают на основании заключаемых государственными органами или органами местного самоуправления договоров и (или) соглашений о технической поддержке и (или) эксплуатации (обеспечении функционирования) программного обеспечения и (или) программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует офисное программное обеспечение.

11. В случае планирования использования свободного программного обеспечения при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется использовать свободное программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего Дополнительным требованиям.

III. Планирование перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения

12. Планирование перехода государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять на основе планов мероприятий (планов-графиков), формируемых государственными органами или органами местного самоуправления.

13. План мероприятий (план-график) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется сформировать на период до 2020 года.

14. План мероприятий (план-график) перехода государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется утверждать решением высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления соответственно.

15. Утвержденные государственными органами или органами местного самоуправления планы мероприятий (планы-графики) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется размещать на официальном сайте государственного органа или официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и, в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.

16. Подготовка и утверждение планов мероприятий (планов-графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны или иной информации ограниченного доступа.

17. В план мероприятий (план-график) рекомендуется включать организационно-технические мероприятия, направленные на организацию работы по обеспечению перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, целевые показатели, а также соответствующие им индикаторы эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения с учетом использования методических рекомендаций на планируемый период в отношении каждого типа офисного программного обеспечения.

18. В целях обеспечения эффективного планирования в части установления целевых показателей, а также соответствующих им индикаторов эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения государственным органам и органам местного самоуправления рекомендуется, в том числе:

провести анализ использования офисного программного обеспечения в целях определения текущих показателей использования офисного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, и использования офисного программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;

провести анализ требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации, к функционированию различных типов офисного программного обеспечения, в том числе функциональных требований и требований по обеспечению информационной безопасности;

провести анализ сведений о программном обеспечении, включенных в единый реестр российского программного обеспечения, определить перечень потенциальных отечественных программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализующих функции офисного программного обеспечения, для дальнейшего перехода на его преимущественное использование в своей деятельности;

провести анализ текущих сроков амортизации используемых на момент планирования персональных электронных вычислительных машин, иных средств вычислительной техники и периферийных устройств, анализ срока действия прав на использование офисного программного обеспечения и сроков полезного использования нематериальных активов в отношении используемого на момент планирования офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения;

провести анализ используемого в государственном органе или органе местного самоуправления прикладного программного обеспечения информационных систем, в том числе с точки зрения применяемых в них технологий обработки данных, в том числе электронных документов, отчетных и иных форм, форматов и расширений электронных документов;