Правительство Санкт-Петербурга

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПИСЬМО

от 23 июня 2016 года N 03-20-2326/16-0-0

О направлении методических рекомендаций по изучению ОДНКНР

Комитет по образованию направляет методические рекомендации "Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Историко-культурного стандарта в основной школе", подготовленные сотрудниками кафедры социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по заказу Комитета по образованию, для информирования администрации и педагогов общеобразовательных учреждений и информационно-методических центров.

Заместитель председателя Комитета

И.А.Асланян

Приложение

к письму Комитета по образованию

от 23 июня 2016 года N 03-20-2326/16-0-0

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра социального образования

Методические рекомендации изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и историко-культурного стандарта в основной школе

1. Общие положения

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".

Изменение воспитательной парадигмы было отражено в базовых нормативных документах, главным из которых является ФГОС. В течение первого десятилетия XXI века уточнялись цели образования (в том числе воспитательный компонент), а также условия их реализации. Государственный образовательный стандарт 2004 г., основанный на новой образовательной модели (личностно-ориентированное образование, равноправность субъектов образования, диалог, сотрудничество, принципы гуманистической педагогики и др.), содержал и элементы традиционной воспитательной парадигмы (прежде всего воспитание как процесс; требования к воспитанию сформулированы в целях образования и др.). ФГОС основного общего образования ориентирован на результаты освоения основной образовательной программы, соответственно результаты воспитания воплощаются в личностных характеристиках выпускника ("Портрет выпускника школы").

Среди характеристик выпускника средней школы ФГОС среднего общего образования называет главные: российская гражданская идентичность, патриотизм, знание и гордость за исторические свершения России, уважение к многонациональному народу страны, уважение к государственной символике, готовность к защите и служению Отечеству, активная гражданская позиция, приверженность гуманистическим ценностям, сформированность социальных установок и мировоззрения, толерантное сознание и поведение в полиэтничном, многоконфессиональном обществе, нравственное поведение, способность к саморазвитию, самообразованию, способность к сотрудничеству в коллективе (разновозрастном, с поликультурным и многоконфессиональным составом и др.). ФГОС общего образования показывает, что перечисленные положения эффективно реализуются через содержание исторического образования.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" отмечает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и с 1 сентября 2015 г. должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания (это возможно прежде всего в рамках предмета "История" как ведущей учебной дисциплины в области общественно-научного образования);

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

В 2016/2017 учебном году все школы Санкт-Петербурга начинают переход на линейную структуру школьного исторического образования (см. Методические рекомендации для образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения истории (письмо КО СПб от 18.03.2016 N 0320859/1600).

Рекомендовано добавить из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, 0,5 часа в 6 классе (всего 85 часов) и 1 час в 7 классе (всего 102 часа) на изучение предмета, и углубленное изучение содержательных единиц области ОДНКНР целесообразно предусмотреть при корректировке рабочих программ, календарно-тематического планирования по предмету и отборе содержания уроков по истории России. Поэтому основное внимание в рекомендациях уделено проблеме эффективного изучения становления основ духовно-нравственной культуры Руси-России в рамках изучаемого в 6-7 классах хронологического периода.

Также представленные дополнительные дидактические материалы* для учителя можно использовать при составлении рабочей программы для занятий внеурочной деятельности в рамках изучения ОДНКНР (важно, чтобы рабочая программа была синхронизирована с курсом истории России).

_______________

* Приложение в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Потенциал культурно-цивилизационного подхода при изучении основ духовно-нравственной культуры народов России

Актуальной проблемой развития исторического образования в основной школе в рамках современной государственной образовательной политики является определение способов усиления воспитательного воздействия процесса обучения на формирование личностных качеств подрастающего поколения. Неоценимую роль в контексте решения данной проблемы играет приобщение учащихся на уроках истории и во внеурочное время к изучению, осмыслению и пониманию культурно-духовных ценностей народов России. Данные ценности обладают не только богатым образовательно-воспитательным потенциалом в повышении культурного уровня школьников в целом, но и оказывают существенное влияние на процесс их культурно-национальной и социальной самоидентификации.

В этой связи необходимо отметить, что в век усиливающейся глобализации и интернационализации экономических, политических и социокультурных связей, с одной стороны, и усиливающейся конкуренции государств и народов за ресурсы и рынки сбыта, с другой (при невозможности их разрешить военным путем в ядерный век) все более значимую роль играет культурный фактор, национальная культура как цивилизованный способ самосохранения, самоутверждения и развития нации. Именно культурная традиция постепенно будет обретать роль наиболее эффективного "оружия" в поиске ответа на "цивилизационные вызовы" современности, "предъявляющие новые требования к подготовке молодых людей к жизни в расширяющемся пространстве межкультурного взаимодействия, стремительно и непредсказуемо меняющихся социальных условиях, и конкурентных обстоятельствах" [3, с.50].

В этих условиях особую значимость приобретает проблема определения способов приобщения к духовно-нравственным ценностям национальной культуры, чтобы направить процесс обучения и воспитания на формирование российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданственности, уважения и чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современной России и мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; формирование коммуникативной компетентности, а также понимания ценности здорового, безопасного образа жизни и основ экологической культуры.

Безусловно, процесс приобщения учащихся к основам духовно-нравственной культуры народов России на уроках истории и во внеурочное время очень сложен. К таким причинам можно отнести традиционно используемый в учебниках "формально-перечислительный" подход к изучению вопросов культуры, когда учебная информация культурного характера, не будучи органично встроенной в контекст учебной информации о конкретном историческом периоде, в лучшем случае предстает в виде иллюстраций, "украшающих" ее, но не способствующих более глубокому осмыслению и пониманию эпохи.

Реализация культурно-цивилизационного подхода, рассматривающего в качестве единого процесса материальное и духовное бытие человеческого общества дает возможность не только гармонизировать политический, социально-экономический и культурный аспекты содержания исторического образования, но и актуализировать его гуманитарный потенциал через активное вовлечение личности учителя и ученика в его осмысление и понимание, обеспечив тем самым условия для формирования культурно-национального самосознания подрастающего поколения, приобщения школьников к культурно-духовным ценностям национальной истории.

Важнейшим педагогическим инструментом проектирования и реализации воспитательного потенциала общественно-научного, социально-гуманитарного образования являются содержательные линии курсов истории России, их смысловые доминанты (см., например: Дополнительные материалы для учителя), создающие ценностный, духовно-нравственный каркас учебного содержания в целом.

3. Пути обеспечения и выявления результативности изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в курсах истории

Широкие возможности для обеспечения предметной области ОДНКНР представляют следующие темы уроков истории России в 6-7 классах (на примере материалов УМК издательств "Просвещение", "Вентана-Граф"):

Народы и государства на территории России (с древнейших времен до середины IX в.).

Древнейшие культуры. Славянский мир. Соседи восточных славян.

Основание Древнерусского государства. Утверждение православия.

Мир людей Древней Руси.

Культурное пространство Европы и культура Руси. Место и роль Руси в Европе.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.

Повседневная жизнь населения.

Московская Русь - единое государство. Символы государства.

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Церковь и государство в XVI в.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Русская православная церковь в XVII в.

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Культура народов России в XVII в.

Народы России в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

Родной край в истории и культуре Руси, России (региональная история) и др.

Обеспечивать и выявлять результативность изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в курсах истории помогут подходы, представленные в таблице:

Прогнозируемые приоритетные личностные характеристики выпускника

Средства реализации воспитательного ресурса предмета

Методы реализации воспитательного ресурса. Способы проявления сформированности личностных качеств

Гражданская идентичность

Формирование системы знаний: развитие единого культурного пространства России

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к историко-культурному наследию через выработку личностной позиции (оценочно-ценностная деятельность)

Патриотизм

Формирование системы знаний о ратном и трудовом подвиге предков

Нравственный пример. Формирование эмоционально-ценностного отношения к деятелям и событиям отечественной истории. Сформированность личностной позиции. Готовность к служению Отечеству

Гражданственность

Формирование системы знаний о развитии и становлении российского государства и права, гражданского сознания, правового государства, гражданского общества (в контексте всеобщей истории). Знание истории государственных символов России.

Работа с версиями и оценками, с источниками, с ценностным компонентом содержания. Формулирование личностной позиции. Сформированность активной гражданской позиции. Участие в социальных проектах. Уважение к государственным символам России

Толерантность, уважение к народам и культурам

Формирование системы знаний о национальных особенностях регионов России, истории формирования многонационального Российского государства, истории традиционных религий России, их роли в развитии общества и государства

Предъявление ключевых оценок и версий. Личностное осмысление сформулированных оценок и версий. Способность к межкультурному и межнациональному диалогу

Духовно-нравственные качества личности

Формирование системы знаний о развитии и становлении базовых национальных ценностей России (в контексте всеобщей истории)

Работа с ценностным компонентом содержания исторического образования, Формулирование оценочных суждений

4. Литература

1) Нормативные документы и концепции

1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": [утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493].

2. Историко-культурный стандарт//Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории.//http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»