КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПИСЬМО
от 23 июня 2016 года N 03-20-2326/16-0-0
О направлении методических рекомендаций по изучению ОДНКНР
Комитет по образованию направляет методические рекомендации "Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Историко-культурного стандарта в основной школе", подготовленные сотрудниками кафедры социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по заказу Комитета по образованию, для информирования администрации и педагогов общеобразовательных учреждений и информационно-методических центров.
Заместитель председателя Комитета
И.А.Асланян
к письму Комитета по образованию
от 23 июня 2016 года N 03-20-2326/16-0-0
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра социального образования
Методические рекомендации изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и историко-культурного стандарта в основной школе
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".
Изменение воспитательной парадигмы было отражено в базовых нормативных документах, главным из которых является ФГОС. В течение первого десятилетия XXI века уточнялись цели образования (в том числе воспитательный компонент), а также условия их реализации. Государственный образовательный стандарт 2004 г., основанный на новой образовательной модели (личностно-ориентированное образование, равноправность субъектов образования, диалог, сотрудничество, принципы гуманистической педагогики и др.), содержал и элементы традиционной воспитательной парадигмы (прежде всего воспитание как процесс; требования к воспитанию сформулированы в целях образования и др.). ФГОС основного общего образования ориентирован на результаты освоения основной образовательной программы, соответственно результаты воспитания воплощаются в личностных характеристиках выпускника ("Портрет выпускника школы").
Среди характеристик выпускника средней школы ФГОС среднего общего образования называет главные: российская гражданская идентичность, патриотизм, знание и гордость за исторические свершения России, уважение к многонациональному народу страны, уважение к государственной символике, готовность к защите и служению Отечеству, активная гражданская позиция, приверженность гуманистическим ценностям, сформированность социальных установок и мировоззрения, толерантное сознание и поведение в полиэтничном, многоконфессиональном обществе, нравственное поведение, способность к саморазвитию, самообразованию, способность к сотрудничеству в коллективе (разновозрастном, с поликультурным и многоконфессиональным составом и др.). ФГОС общего образования показывает, что перечисленные положения эффективно реализуются через содержание исторического образования.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" отмечает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и с 1 сентября 2015 г. должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания (это возможно прежде всего в рамках предмета "История" как ведущей учебной дисциплины в области общественно-научного образования);
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
В 2016/2017 учебном году все школы Санкт-Петербурга начинают переход на линейную структуру школьного исторического образования (см. Методические рекомендации для образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения истории (письмо КО СПб от 18.03.2016 N 0320859/1600).
Рекомендовано добавить из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, 0,5 часа в 6 классе (всего 85 часов) и 1 час в 7 классе (всего 102 часа) на изучение предмета, и углубленное изучение содержательных единиц области ОДНКНР целесообразно предусмотреть при корректировке рабочих программ, календарно-тематического планирования по предмету и отборе содержания уроков по истории России. Поэтому основное внимание в рекомендациях уделено проблеме эффективного изучения становления основ духовно-нравственной культуры Руси-России в рамках изучаемого в 6-7 классах хронологического периода.
Также представленные дополнительные дидактические материалы* для учителя можно использовать при составлении рабочей программы для занятий внеурочной деятельности в рамках изучения ОДНКНР (важно, чтобы рабочая программа была синхронизирована с курсом истории России).
_______________
* Приложение в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Актуальной проблемой развития исторического образования в основной школе в рамках современной государственной образовательной политики является определение способов усиления воспитательного воздействия процесса обучения на формирование личностных качеств подрастающего поколения. Неоценимую роль в контексте решения данной проблемы играет приобщение учащихся на уроках истории и во внеурочное время к изучению, осмыслению и пониманию культурно-духовных ценностей народов России. Данные ценности обладают не только богатым образовательно-воспитательным потенциалом в повышении культурного уровня школьников в целом, но и оказывают существенное влияние на процесс их культурно-национальной и социальной самоидентификации.
В этой связи необходимо отметить, что в век усиливающейся глобализации и интернационализации экономических, политических и социокультурных связей, с одной стороны, и усиливающейся конкуренции государств и народов за ресурсы и рынки сбыта, с другой (при невозможности их разрешить военным путем в ядерный век) все более значимую роль играет культурный фактор, национальная культура как цивилизованный способ самосохранения, самоутверждения и развития нации. Именно культурная традиция постепенно будет обретать роль наиболее эффективного "оружия" в поиске ответа на "цивилизационные вызовы" современности, "предъявляющие новые требования к подготовке молодых людей к жизни в расширяющемся пространстве межкультурного взаимодействия, стремительно и непредсказуемо меняющихся социальных условиях, и конкурентных обстоятельствах" [3, с.50].
В этих условиях особую значимость приобретает проблема определения способов приобщения к духовно-нравственным ценностям национальной культуры, чтобы направить процесс обучения и воспитания на формирование российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданственности, уважения и чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современной России и мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; формирование коммуникативной компетентности, а также понимания ценности здорового, безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
Безусловно, процесс приобщения учащихся к основам духовно-нравственной культуры народов России на уроках истории и во внеурочное время очень сложен. К таким причинам можно отнести традиционно используемый в учебниках "формально-перечислительный" подход к изучению вопросов культуры, когда учебная информация культурного характера, не будучи органично встроенной в контекст учебной информации о конкретном историческом периоде, в лучшем случае предстает в виде иллюстраций, "украшающих" ее, но не способствующих более глубокому осмыслению и пониманию эпохи.
Реализация культурно-цивилизационного подхода, рассматривающего в качестве единого процесса материальное и духовное бытие человеческого общества дает возможность не только гармонизировать политический, социально-экономический и культурный аспекты содержания исторического образования, но и актуализировать его гуманитарный потенциал через активное вовлечение личности учителя и ученика в его осмысление и понимание, обеспечив тем самым условия для формирования культурно-национального самосознания подрастающего поколения, приобщения школьников к культурно-духовным ценностям национальной истории.
Важнейшим педагогическим инструментом проектирования и реализации воспитательного потенциала общественно-научного, социально-гуманитарного образования являются содержательные линии курсов истории России, их смысловые доминанты (см., например: Дополнительные материалы для учителя), создающие ценностный, духовно-нравственный каркас учебного содержания в целом.
Широкие возможности для обеспечения предметной области ОДНКНР представляют следующие темы уроков истории России в 6-7 классах (на примере материалов УМК издательств "Просвещение", "Вентана-Граф"):
Народы и государства на территории России (с древнейших времен до середины IX в.).
Древнейшие культуры. Славянский мир. Соседи восточных славян.
Основание Древнерусского государства. Утверждение православия.
Мир людей Древней Руси.
Культурное пространство Европы и культура Руси. Место и роль Руси в Европе.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.
Повседневная жизнь населения.
Московская Русь - единое государство. Символы государства.
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Русская православная церковь в XV - начале XVI в.
Формирование культурного пространства единого Российского государства
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.
Церковь и государство в XVI в.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Русская православная церковь в XVII в.
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Народы России в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Родной край в истории и культуре Руси, России (региональная история) и др.
Обеспечивать и выявлять результативность изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в курсах истории помогут подходы, представленные в таблице:
Прогнозируемые приоритетные личностные характеристики выпускника | Средства реализации воспитательного ресурса предмета | Методы реализации воспитательного ресурса. Способы проявления сформированности личностных качеств |
Гражданская идентичность | Формирование системы знаний: развитие единого культурного пространства России | Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к историко-культурному наследию через выработку личностной позиции (оценочно-ценностная деятельность) |
Патриотизм | Формирование системы знаний о ратном и трудовом подвиге предков | Нравственный пример. Формирование эмоционально-ценностного отношения к деятелям и событиям отечественной истории. Сформированность личностной позиции. Готовность к служению Отечеству |
Гражданственность | Формирование системы знаний о развитии и становлении российского государства и права, гражданского сознания, правового государства, гражданского общества (в контексте всеобщей истории). Знание истории государственных символов России. | Работа с версиями и оценками, с источниками, с ценностным компонентом содержания. Формулирование личностной позиции. Сформированность активной гражданской позиции. Участие в социальных проектах. Уважение к государственным символам России |
Толерантность, уважение к народам и культурам | Формирование системы знаний о национальных особенностях регионов России, истории формирования многонационального Российского государства, истории традиционных религий России, их роли в развитии общества и государства | Предъявление ключевых оценок и версий. Личностное осмысление сформулированных оценок и версий. Способность к межкультурному и межнациональному диалогу |
Духовно-нравственные качества личности | Формирование системы знаний о развитии и становлении базовых национальных ценностей России (в контексте всеобщей истории) | Работа с ценностным компонентом содержания исторического образования, Формулирование оценочных суждений |
1) Нормативные документы и концепции
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": [утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493].
2. Историко-культурный стандарт//Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории.//http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii.