ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О парламентском расследовании

(с изменениями на 21 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.12.2022).

____________________________________________________________________

Принят

Законодательным Собранием

Санкт-Петербурга

27 июня 2018 года

Настоящий Закон Санкт-Петербурга на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устава Санкт-Петербурга регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением Законодательным Собранием Санкт-Петербурга деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для жителей Санкт-Петербурга, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.

Статья 1. Основные понятия

1. В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

парламентское расследование - форма осуществления контрольной деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, совокупность процедур и действий, осуществляемых комиссией по проведению парламентского расследования;

комиссия по проведению парламентского расследования (далее - комиссия) - специально создаваемая Законодательным Собранием Санкт-Петербурга комиссия, уполномоченная проводить парламентское расследование;

воспрепятствование проведению парламентского расследования - действия (бездействие) должностных лиц и граждан, направленные на создание препятствий в осуществлении законных процедур и действий комиссии;

должностное лицо - лицо, замещающее государственную должность Санкт-Петербурга, лицо, замещающее должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга;

лицо, привлекаемое к парламентскому расследованию, - должностное лицо или гражданин, предоставляющие комиссии информацию, необходимую для проведения парламентского расследования, и (или) приглашенные комиссией для участия в заседаниях и слушаниях;

предмет парламентского расследования - события, факты и обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.

2. В случае если предметом парламентского расследования являются события, факты и обстоятельства, связанные с осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга государственных полномочий, которыми указанные органы наделены законами Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностными лицами в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга признаются лица, замещающие муниципальные должности, должности муниципальной службы в Санкт-Петербурге.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122. - См. предыдущую редакцию)     



Статья 2. Цели и принципы парламентского расследования

1. Целями парламентского расследования являются:

а) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

б) выявление причин и условий нарушения прав и свобод граждан, неисполнения Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

в) выявление причин и условий возникновения событий, фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.

2. Парламентское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.

Статья 3. Основания для проведения парламентского расследования

1. Основанием для проведения комиссией парламентского расследования является обращение группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, содержащее информацию о фактах и обстоятельствах, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для жителей Санкт-Петербурга, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (далее - обращение), в том числе в отношении:

а) прав и свобод человека и гражданина;

б) бюджета Санкт-Петербурга, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга;

в) установленного порядка распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;

г) своевременного приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации правовых актов Санкт-Петербурга, правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - основания для проведения парламентского расследования).

2. Обращение вместе с материалами, подтверждающими наличие фактов и обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляется для рассмотрения и подготовки проекта постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении парламентского расследования в комитет по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

3. Комитет по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в течение 20 дней со дня получения обращения с приложенными материалами о фактах и обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет проверку наличия оснований для проведения парламентского расследования и готовит проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении парламентского расследования.

4. Инициатива проведения парламентского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть создана в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга.

Статья 4. Создание комиссии

1. Комиссия избирается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга из числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Количественный и персональный состав комиссии определяется Законодательным Собранием Санкт-Петербурга с учетом положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

2. В состав комиссии включаются представители каждого депутатского объединения (фракции) в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Отказ депутатского объединения (фракции) в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга от направления своего представителя в состав комиссии не является препятствием для ее создания.

3. В состав комиссии по должности входят заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель контрольной группы.

4. Председатель комиссии избирается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга из числа членов комиссии.

5. Полномочия члена комиссии прекращаются досрочно по решению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на основании письменного заявления члена комиссии, подаваемого на имя Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

6. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, чья деятельность расследуется в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, а также состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

7. Комиссия формируется на время проведения парламентского расследования и после его завершения прекращает свою деятельность на основании постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Статья 5. Задачи комиссии

Комиссия в ходе проведения парламентского расследования:

а) оценивает достоверность информации по предмету парламентского расследования, поступившей в комиссию;

б) делает выводы о наличии фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для жителей Санкт-Петербурга;

в) делает выводы о неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

г) устанавливает должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению комиссии, повлекли неисполнение либо ненадлежащее исполнение Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

д) подготавливает мотивированное заключение по итогам проведения парламентского расследования.

Статья 6. Самостоятельность работы комиссии

Комиссия самостоятельна в своей работе. Вмешательство в работу комиссии со стороны депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, не входящих в состав комиссии, должностных лиц и граждан не допускается.

Статья 7. Полномочия комиссии

В целях полноты и объективности парламентского расследования комиссия вправе:

а) приглашать должностных лиц и граждан на заседания и слушания комиссии;

б) запрашивать у должностных лиц информацию, необходимую для проведения парламентского расследования;

в) собирать и систематизировать информацию по предмету парламентского расследования в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

г) принимать решения о привлечении к работе комиссии специалистов-экспертов;

д) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, фотоаппаратуру;

е) производить фотографирование, звукозапись, видеосъемку материалов, имеющих отношение к предмету парламентского расследования, заседаний и слушаний комиссии с соблюдением требований действующего законодательства.

Статья 8. Ограничения в деятельности комиссии

Комиссия не вправе:

а) проводить парламентское расследование в отношении должностного лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по уголовному делу, возбужденному по тем же основаниям, по которым проводится парламентское расследование;

б) запрашивать материалы предварительного расследования по уголовному делу, а также материалы уголовного дела, находящиеся в производстве суда;

в) вмешиваться в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным, административным и гражданским делам;

г) проводить парламентское расследование в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга.

Статья 9. Период проведения парламентского расследования

1. Днем начала парламентского расследования является день принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга постановления о проведении парламентского расследования.

2. Днем завершения парламентского расследования является день принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга постановления о завершении парламентского расследования.

Статья 10. Срок проведения парламентского расследования

1. Срок проведения парламентского расследования определяется постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении парламентского расследования и не может превышать один год со дня создания комиссии.

2. Парламентское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга соответствующего созыва.

3. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает постановление о досрочном прекращении парламентского расследования в случае, если основания для проведения парламентского расследования в ходе работы комиссии не подтвердились.

4. В случае если к окончанию установленного срока проведения парламентского расследования работа комиссии не может быть завершена, комиссия вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о продлении срока проведения парламентского расследования. Срок проведения парламентского расследования может быть продлен не более двух раз на общий срок не более одного года.

5. Проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о продлении срока проведения парламентского расследования должен быть внесен не менее чем двумя третями членов комиссии.

6. В случае непринятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга постановления о продлении срока проведения парламентского расследования комиссия завершает свою работу и вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о завершении парламентского расследования в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга.

Статья 11. Права и обязанности лиц, привлекаемых к парламентскому расследованию

1. Лицо, привлекаемое к парламентскому расследованию, вправе:

а) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников;

б) иметь представителя;

в) вести необходимые записи;

г) знакомиться с протоколом заседания комиссии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»