УЛАН-УДЭНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2018 года N 497-48


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2035 года



В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом городского округа "Город Улан-Удэ", в целях определения приоритетных направлений развития города на долгосрочный период Улан-Удэнский городской Совет депутатов решил:


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2035 года (приложение).


2. Признать утратившим силу решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.10.2007 N 699-72 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027 года".


3. Опубликовать настоящее решение в Муниципальном вестнике города Улан-Удэ.



Мэр г. Улан-Удэ
А.М.ГОЛКОВ



Приложение
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 20.12.2018 N 497-48



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ ДО 2035 ГОДА



1. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития города Улан-Удэ на период до 2035 года определяет цели, стратегические приоритеты, направления мероприятий, направленных на устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, развитие экономики города.


Документ разработан в соответствии с Положением о стратегическом планировании, утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.11.2015 N 151-15.


Основная цель разработки Стратегии - определение приоритетов и целей развития города Улан-Удэ до 2035 года.


В Стратегии представлены основные выводы анализа экономического и социального развития города, подробно охарактеризованы приоритетные направления развития, сформированные с учетом стратегических приоритетов Российской Федерации и Республики Бурятия, миссия и стратегические функции Улан-Удэ, охарактеризовано видение будущего, рассмотрены источники экономического роста и ресурсное обеспечение базового сценария развития, сформулированы система целей социально-экономического развития и механизм реализации Стратегии. Представленная в Стратегии система целей является ориентиром долгосрочного развития города и рационального использования городских ресурсов.


Двухуровневая система целей включает генеральную цель и 4 стратегических цели приоритетных направлений.


В целом Стратегия построена на признании безусловной ценности человеческого капитала для социально-экономического развития города, на необходимости его поддержания, развития и преумножения.


Стратегия является основополагающим документом в системе стратегического планирования города Улан-Удэ. Положения Стратегии развиваются и конкретизируются в других документах планирования. Целевые ориентиры Стратегии закрепляются в плане ее реализации, а также муниципальных программах, содержащих комплекс обеспеченных ресурсами мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии.


Формирование обосновывающих материалов и общественное обсуждение Стратегии проходило при участии органов исполнительной власти Республики Бурятия, отраслевых ассоциаций и объединений, крупных хозяйствующих субъектов города и общественных организаций.


В целях координации работ по подготовке Стратегии был создан Совет по стратегическому планированию города Улан-Удэ, который является постоянно действующим совещательным органом. Совет был образован в целях подготовки предложений по основным направлениям социально-экономической политики, определению стратегии и тактики ее реализации.


Сформированная Стратегия является результатом совместной работы общественности города и органов местного самоуправления, что было обеспечено максимальной открытостью ее разработки. Работа с общественностью включала формирование проектных групп по подготовке концепций развития. С 2016 года на официальном сайте органов местного самоуправления для пользователей открыта возможность направления предложений. В период с 2016 г. по 2017 г. на сайте проведен опрос, результаты которого включены в обосновывающие материалы.


Стратегия является документом общественного согласия и позволяет задать целевые ориентиры для всех участников ее реализации. Жителям Улан-Удэ наличие Стратегии позволит лучше понимать, в каком городе и в каких условиях они, их дети и внуки будут жить к 2035 году. Органы местного самоуправления смогут более эффективно согласовывать с обществом видение будущего и распределять имеющиеся ограниченные ресурсы для реализации заявленных приоритетов и достижения поставленных целей. Деловое сообщество получит возможность работать в более благоприятных условиях, позволяющих формировать и выполнять свои планы инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности, сообразуясь с приоритетами и целями социально-экономического развития города. Для общественных организаций станет возможным заявить и продвинуть интересы отдельных общественных групп, стремящихся сделать жизнь в городе Улан-Удэ лучше.



2. Стратегический анализ



2.1. Основные сведения



Анализ динамики и тенденций развития внешней среды


Улан-Удэ - столица Республики Бурятия, ее значимая и представительская часть, отражающая миссию республики с учетом ее геоэкономического, геополитического и геокультурного положения. Улан-Удэ выступает одной из опорных площадок для реализации республиканской стратегии, конкретизируя и развивая ее с учетом своей специфики, ресурсов и потенциала.


Город является столицей Республики Бурятия, расположен в узловой точке территориальных и экономических интересов Сибири, Дальнего Востока и Северо-Восточной Азии.


Город пересекает Транссиб - крупная транспортная артерия, открывающая доступ из европейской части континента через Монголию к интенсивно развивающемуся Китаю.


Территориальная близость и культурная общность с Монголией делает город местом российско-монгольского социокультурного и экономического сотрудничества, центром проявления общероссийских интересов в международном сотрудничестве.


Воздушными воротами г. Улан-Удэ является аэропорт "Байкал", важнейшим событием в его развитии стало получение Пятой степени свободы воздуха, так называемое "открытое небо", наряду с четырьмя аэропортами России в трех городах: Владивосток, Сочи, Калининград.


С учетом потенциала развития туризма и связанных с ним культурных и экономических отношений город выступает центром культурного обмена и взаимного влияния, выразителем образа России для внешнего мира. Являясь крупным "перекрестком" российских и международных дорог, город может стать перспективной площадкой для международной выставочной деятельности, технологического, инновационного, информационного, культурного обмена и сотрудничества.


Город является сегодня единственным "центром роста" региона, на который приходится более 50% всех ресурсов (не считая минерально-сырьевых). По ряду позиций концентрация ресурсов в Улан-Удэ достигает 90% республиканских.


Город является административным и культурным центром национальной республики, обладая высоким уровнем культурно-образовательной среды и объектами, потенциально привлекательными для развития туризма.


Улан-Удэ - место концентрации промышленности, входящей в отраслевые кластеры Республики Бурятия.



Ограничения стратегического развития


Первое. Более развитая промышленность соседних регионов ограничивает конкурентоспособность промышленных предприятий Улан-Удэ как текущую, так и перспективную, что требует изменить сложившуюся модель экономического развития города.


Не имея до настоящего времени собственной выраженной специфики, город не может конкурировать с соседними, более интенсивно развивающимися городами. Промышленное развитие Иркутска существенно влияет на динамику экономического развития регионов, привлекая человеческие ресурсы из близлежащих территорий, в том числе из Бурятии и города Улан-Удэ.


Следствием неконкурентоспособности города в недалеком будущем станет прогнозируемый отток ресурсов развития, в первую очередь кадров и инвестиций. Это значит, что сегодня необходим поиск иных альтернативных вариантов развития города, компенсирующих указанные ключевые риски.


Второе. Экологическое состояние Улан-Удэ имеет двойственный характер. С одной стороны, город сталкивается с необходимостью выполнения жестких экологических требований Байкальского региона и оказывается под давлением ограничений, которые влекут за собой дополнительную экономическую нагрузку на процессы развития. С другой стороны, следование экологическим требованиям ведет к повышению качества используемых технологий, созданию новых инновационных решений и, в конечном итоге, повышению конкурентоспособности и республики, и ее столицы.



Анализ динамики и тенденций развития внешней среды


Город Улан-Удэ - это динамично развивающийся современный город, перспективы развития которого безусловно связаны с макрорегиональным контекстом. Конкурентные преимущества Дальнего Востока и Восточной Сибири - это прежде всего экономико-географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также огромные запасы природных ресурсов, наличие внешней границы как возможности для социально-экономического сотрудничества, наличие привлекательных туристических активов, близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам.


В последнее десятилетие социально-экономическое развитие субъектов федерации, входящих в Байкальский регион, осуществляется под влиянием следующих основных тенденций:


- торгово-экономическое и демографическое давление стран АТР и СВА, прежде всего Китая и Японии на территории Сибири и Дальнего Востока;


- низкая экономическая активность государства на территории Сибири и Дальнего Востока;


- недостаточное развитие хозяйственных и транспортных связей между западными и восточными регионами России;


- ослабление внутренних интеграционных связей между отдельными регионами Сибири и Дальнего Востока.


Эти процессы выдвигают на первый план в системе геоэкономической и геополитической безопасности России вопросы, затрагивающие перспективы развития Сибири и Дальнего Востока.


Определяющее влияние на социально-экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока оказывают транспортные факторы: наличие транспортных коммуникаций, степень развитости магистральной сети путей сообщения, состояние транспортных узлов, терминалов, других объектов транспортно-логистической инфраструктуры и регионального транспортного комплекса в целом.


Железнодорожная транспортная инфраструктура Восточной Сибири и Дальнего Востока - это, прежде всего, Транссиб - самая протяженная в мире (около 10 тыс. км) железная дорога, продолжение общеевропейского транспортного коридора (см. рис. 1)*.

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Расположение города Улан-Удэ на Транссибирской магистрали придает ему высокое значение в процессах пространственной организации Прибайкальского макрорегиона, а также Сибири и Дальнего Востока в целом. Выступая узловой точкой железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных перевозок, Улан-Удэ принципиально меняет свою роль и позицию в макрорегиональном контексте.


Город Улан-Удэ является крупным железнодорожным терминалом, через который проходит Восточно-Сибирская железная дорога (эксплуатационная длина - 2,6 тыс. км). Главный ход дороги Тайшет - Иркутск - Улан-Удэ - Петровск-Забайкальский является звеном Транссибирской магистрали. К Транссибирской магистрали примыкает линия Улан-Удэ - Наушки, являющаяся частью направления на Улан-Батор и Пекин. Расстояние от Улан-Удэ до Москвы составляет 5648 км, время следования поезда - 4 суток, до Иркутска - 456 км (6 - 8 часов), до Читы - 549 км (9 - 10 часов).


Через Улан-Удэ проходит одна из наиболее важных автомагистралей Сибири: автодорога Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита (Московский тракт), а также автомобильная дорога на Монголию. Расстояние до Москвы составляет 5582 км, до Иркутска - 448 км, до Читы - 684 км, до Якутска - 3216 км.


Улан-Удэ расположен на берегу реки Селенга, впадающей в озеро Байкал. В городе имеется речной порт, который в настоящее время требует значительной реконструкции, а русло реки - чистки и углубления. В то время, как функционирование современного порта на судоходной реке способно в значительной мере снизить затраты на масштабные грузоперевозки, связанные со строительством.


Улан-Удэнский аэропорт, имеющий международный статус, является основным авиатранспортным узлом республики. Он располагает искусственной взлетно-посадочной полосой, способной принимать самолеты всех типов. Аэропорт "Байкал" имеет регулярное пассажирское сообщение с европейской частью России и аэропортами Сибири и Дальнего Востока, а также развиваются международные направления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»