____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 декабря 2021 года N 1285
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2014 N 569 "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.2016 N 973, от 14.11.2017 N 874) следующие изменения:
в наименовании и пункте 1 слова "на 2014 - 2018 годы" заменить словами "на 2014 - 2021 годы";
пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. Руководителям органов исполнительной власти Республики Татарстан, участвующим в реализации мероприятий Стратегии, представлять отчет об их исполнении в Министерство юстиции Республики Татарстан по форме согласно приложению к настоящему постановлению ежегодно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным годом, отчет о выполнении мероприятий раздела 8 Стратегии - раз в полугодие, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
4. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям, участвующим в реализации мероприятий Стратегии, представлять отчет об их исполнении в Министерство юстиции Республики Татарстан по форме согласно приложению к настоящему постановлению ежегодно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным годом, отчет о выполнении мероприятий раздела 8 Стратегии - раз в полугодие, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.";
Стратегию по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается);
приложение к указанному постановлению изложить в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
СТРАТЕГИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2021 ГОДЫ
Обеспечение прав человека осуществляется на основе нормативных правовых актов. Конституцией Российской Федерации в этой области установлена приоритетность международных соглашений в области прав человека.
В целях достижения гражданского согласия в области межнациональных отношений Стратегией по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы (далее - Стратегия) обозначены приоритетные направления:
строгое выполнение международных правовых актов в области защиты прав человека, в том числе:
Всеобщей декларации прав человека (1948 г.),
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.),
Международного пакта по гражданским и политическим правам (1966 г.),
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.),
Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания (1984 г.),
Конвенции о правах ребенка (1989 г.),
Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.),
Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.),
Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств (1992 г.),
Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.),
Декларации принципов толерантности (1995 г.),
Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006 г.),
Всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов (2006 г.);
обеспечение в рамках Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан (татарский и русский) и других языков в Республике Татарстан;
противодействие проявлениям экстремизма и радикализма, недопущение ущемления прав и свобод человека и гражданина, способных спровоцировать этноконфессиональные конфликты;
совершенствование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
Соблюдение, защита и охрана прав и свобод человека - важнейшая задача органов власти и общества в демократическом правовом государстве.
Масштабная планомерная работа, направленная на защиту законных прав и интересов граждан, проводится в Республике Татарстан на протяжении последних двух десятилетий, прошедших с момента принятия Конституции Республики Татарстан. Закрепляя положение о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права в области уважения, соблюдения и защиты прав человека, Конституция Республики Татарстан определяет стратегические пути развития общества и направления формирования правовой системы в целом.
Ключевыми принципами Стратегии являются конституционно закрепленные принципы реализации прав и свобод человека и гражданина, которыми определены основные направления политики государства в области прав и свобод человека и гражданина. К ним отнесены следующие принципы:
равноправие граждан;
права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;
неотчуждаемость основных прав и свобод;
недопустимость произвольного ограничения прав и свобод;
осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;
приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина.
Реализация Стратегии, наряду с конституционными принципами, будет основываться на принципах:
открытости для гражданского общества;
уважения человеческого достоинства, предполагающего уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства;
свободы прав человека, выражающего идею защиты человека от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны;
солидарности прав человека, основывающегося на взаимном признании прав, на обязанностях и ответственности;
демократии, главный смысл которого связан с характеристикой особой социальной среды (общественными отношениями, гарантирующими права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики политического участия и гражданственностью личности;
толерантности, особом принципе прав человека, утверждающем уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
справедливости.
Важнейшей вехой в развитии правозащитной сферы республики стало учреждение в 2000 году Государственным Советом Республики Татарстан должности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Деятельность этого государственного института способствует формированию правового сознания людей, повышению их правовой культуры, обучению гражданственности, а также дальнейшей гуманизации и демократизации политической системы нашего общества. Приоритетными задачами Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан являются выстраивание единой государственной системы защиты прав человека, повышение ее эффективности, консолидация усилий институтов власти и институтов гражданского общества, некоммерческих общественных организаций, действующих в правозащитной сфере, для решения данной задачи.
В 2012 году в республике учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, а в 2013 году в целях обеспечения гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности создан институт Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей.
Развитие современного общества напрямую зависит от состояния, уровня защищенности и гарантий в области прав и свобод человека и отношения к данной задаче каждого субъекта общественных отношений. Выявление проблем в сфере защиты прав человека и определение путей их решения является, безусловно, совместной задачей общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.
Вместе с тем нельзя не признать, что определяющая роль в данном процессе отведена согласованным решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо обратить внимание на недопустимость принятия решений, осуществления действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Татарстан, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, иных уполномоченных лиц, вследствие которых в отношении лица создаются препятствия для реализации его прав и свобод.