За прошедшие 2016 - 2018 гг. рынок средств массовой информации Алтайского края претерпел существенные изменения. Отмечавшаяся ранее исключительно на краевом уровне тенденция смены предпочтений потребителей информации с печатного формата на электронный проявилась и на уровне муниципальных изданий. Эта закономерная тенденция объясняется несколькими причинами.
Во-первых, стремительное развитие Интернета и его проникновение в малые населенные пункты Алтайского края сформировали запрос активных потребителей информации на новые электронные медиа. Во-вторых, редакции муниципальных изданий активно занимались созданием и развитием своих сайтов, формированием читательских групп в социальных сетях. В-третьих, конкурентоспособность печатных изданий в значительной степени ухудшилась в связи с ростом тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов со стороны ФГУП "Почта России". Даже с учетом предоставления льгот социально значимым СМИ рост тарифа по муниципальным изданиям Алтайского края составил около 30 процентов за последние три года. Данная негативная тенденция привела к снижению их совокупного печатного подписанного тиража на 5 - 7 процентов ежегодно, что, в свою очередь, привело к сокращению доходов муниципальных издателей от подписки. Краевая массовая газета "Алтайская правда", являющаяся в настоящее время крупнейшим печатным изданием в регионе (среднеразовый общий тираж - 26,2 тыс. экземпляров) тратит значительные усилия на проведение подписной кампании и сохранение тиража. Однако, за последние три года (шесть подписных кампаний) этот показатель уменьшился на 1,9 тыс. экземпляров. При этом стоимость подписки полугодового комплекта номеров газеты за этот период изменилась незначительно: с 429,96 до 528 рублей. Четвертая тенденция связана с запросом не только читателей, но и рекламодателей на современные электронные форматы подачи рекламы и объявлений. Пока такая форма взаимоотношений редакций и рекламодателей, помимо Барнаула, получила достаточно широкое распространение только в малых городах Алтайского края, но можно с большой долей вероятности предположить, что в ближайшие годы мы будем наблюдать ее и в сельской местности.
Реализация ведомственной целевой программы "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2016 - 2018 годы в целом позволила поддержать региональный рынок СМИ, где за прошедший период не произошло крупных финансово-экономических и социальных изменений негативного характера. В регионе продолжают осуществлять свою деятельность около 306 официально зарегистрированных СМИ. Реализация программы во многом позволила муниципальным изданиям сохранить экономическую модель устойчивости в условиях роста почтовых тарифов на подписку и по доставке газет. Совокупный финансовый результат, полученный по итогам 2017 года районными изданиями оказался положительным: чистая прибыль составила более 3 млн рублей.
В настоящее время для населения региона по-прежнему является актуальным вопрос своевременного получения объективной информации о деятельности органов государственной власти, социально-экономическом развитии региона посредством газет, телевидения, радио и новых медиа. Мероприятия, предусмотренные ведомственной целевой программой на 2019 - 2021 годы, подготовлены с учетом анализа ситуации в средствах массовой информации и массовых коммуникаций, сложившейся в крае на сегодняшний день, и соответствуют основным направлениям развития Алтайского края и Российской Федерации в целом, отраженным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Кроме того, положения программы являются продолжением ведомственной целевой программы "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2016 - 2018 годы, утвержденной приказом управления Алтайского края по печати и информации от 07.12.2015 N 71.
Особенностью данной программы является комплексный подход к развитию функционально взаимосвязанных организаций телерадиовещания, печатных СМИ, Интернета. При этом информационному продвижению Алтайского края в сети Интернет уделяется особое внимание. В настоящее время межрегиональная информационная конкуренция в значительной степени проявляется именно в этой коммуникативной среде. Интернет и социальные сети активно используются многими субъектами Российской Федерации для популяризации своих территорий как через публикацию отдельных материалов, так и путем создания специальных сайтов (или аккаунтов в социальных сетях), призванных в значительной степени привлечь внимание разных аудиторий к важнейшим социально-экономическим событиям в жизни региона. Правительство Алтайского края на протяжении последних лет ведет активную работу по продвижению региона на новый уровень международных и межрегиональных отношений, что позволяет формировать положительный имидж края как перспективного субъекта Российской Федерации с точки зрения привлечения инвестиций и реализации проектов государственно-частного партнерства. В рамках реализации программы планируется усилить данное направление работы, увеличив продвижение региона именно в официально зарегистрированных интернет-СМИ (сетевых изданиях).
Еще одним важным продолжением информационной работы в рамках реализации программы является подготовка и размещение социальной рекламы. Этот инструмент уже давно и успешно применяется в Российской Федерации для выявления, акцентирования и решения социальных проблем. Анализ ситуации показывает, что социальная реклама является эффективным способом передачи важной информации. Как отмечают эксперты, состояние современного российского общества демонстрирует необходимость применения новейших технологий профилактики и преодоления острых социальных проблем.
Эффективное решение проблемы обеспечения прав граждан в сфере информации, сохранение информационного пространства, укрепление морально-нравственных ценностей общества практически невозможно, если опираться только на сложившийся рыночный механизм отношений. Сложившейся региональной системе средств массовой информации необходима поддержка со стороны государства. По объему направляемых в отрасль финансовых средств она остается незначительной, но позволяет сохранить устойчивость, стабильность системы, помогает решать вопросы повышения квалификации и подготовки кадров. При этом использование программно-целевого метода обусловлено необходимостью применения системного подхода в связи со сложностью и многообразием проблем развития отрасли, также данный метод позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы на приоритетных задачах программы, осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, оценивать эффективность действующей системы государственной поддержки СМИ.
Таким образом, принятие программы является необходимой мерой для обеспечения информационной открытости органов государственной власти Алтайского края с одной стороны, с другой - способствует широкому и последовательному освещению социально-экономического развития Алтайского края, созданию условий для более активного продвижения Алтайского края в конкурентной социально-экономической и информационной среде субъектов Российской Федерации.