Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 N 140-п была утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, целью которой являлось снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде, в том числе города Омска, и развитие жилищного строительства на его территории. Общий объем средств бюджетов всех уровней на реализацию указанной программы на территории города Омска составил около 4 млрд. руб., в том числе средства бюджета города Омска 1,22 млрд. руб.
За период реализации указанной программы были достигнуты наивысшие результаты с момента создания в 2007 году государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
- ликвидировано 94,3 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012, что позволило улучшить внешний облик областного центра;
- улучшены жилищные условия с точки зрения безопасности и комфорта проживания 7,2 тыс. человек, которым предоставлено 2 540 жилых помещений, таким образом, снижена социальная напряженность и повышен социальный статус жителей;
- построены новые жилые микрорайоны в районе улиц 21-я Амурская, Завертяева, Е.А. Стороженко, Верхнеднепровской, что обеспечило ввод в эксплуатацию около 130 тыс. кв.м современного и комфортного жилья.
При строительстве новых микрорайонов "Рябиновка" и "Амурский" осуществлен комплексный подход к развитию всех элементов социальной инфраструктуры: налажено транспортное сообщение, предусмотрено строительство детских садов и школ, оборудованы детские площадки, объекты торговли.
До определения федеральным законодательством постоянного механизма расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012, Администрация города Омска осуществляет расселение граждан из аварийного жилищного фонда исключительно за счет средств бюджета города Омска и муниципального жилищного фонда города Омска, однако достичь необходимых результатов этой деятельности без финансирования из федерального и областного бюджетов не представляется возможным.
Увеличены темпы проведения инвентаризации муниципального жилищного фонда города Омска с целью выявления свободных муниципальных жилых помещений, пригодных для предоставления гражданам на условиях договоров социального найма.
В целях реализации права собственности на объекты муниципального жилищного фонда города Омска осуществляется комплекс мероприятий по инвентаризации жилищного фонда на территории города Омска, обеспечению передачи выморочных и бесхозяйных жилых помещений в муниципальную собственность города Омска, распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда города Омска.
Инвентаризация муниципального жилищного фонда города Омска осуществляется для выявления жилых помещений, не используемых для проживания граждан, самовольно заселенных гражданами, используемых с нарушением санитарных и технических норм и правил содержания, подвергающихся разрушению. В муниципальном жилищном фонде города Омска учитывается около 13 тыс. жилых помещений.
Определение целевого назначения освободившихся жилых помещений осуществляется с учетом приоритетных направлений жилищной политики (исполнение судебных решений, расселение аварийных домов, решение жилищных вопросов специалистов бюджетных организаций, привлечение дополнительных доходов в бюджет города Омска), исходя из технических характеристик жилых помещений и возможности использования их для проживания граждан.
Так, в 2017 году 145 жилых помещений, освободившихся в процессе эксплуатации, предоставлены гражданам в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (81%). При этом 35 жилых помещений не могли быть предоставлены гражданам в связи с тем, что находились в неудовлетворительном техническом состоянии, требующем проведения ремонта.
В целях улучшения жилищных условий граждан осуществляется реализация федеральных, региональных и городских программ путем исполнения мероприятий по предоставлению социальных (единовременных денежных) выплат на приобретение (строительство) жилых помещений.
Выплаты предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным и областным законодательством и муниципальными правовыми актами (переселенцы из районов Крайнего Севера, вынужденные переселенцы, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, уволенные с военной службы, и др.), за счет средств соответствующего бюджета. Количество обеспеченных жильем граждан в рамках указанных программ зависит от размера финансирования, выделенного из федерального, областного и местного бюджетов.