Подпрограммой предусматриваются мероприятия, направленные на создание безопасных и благоприятных условий пребывания граждан в учреждениях.
Сеть учреждений представляет собой в основном приспособленные здания в большей части с высокой степенью физического и морального износа основных фондов. Нарушение работоспособности жизнеобеспечивающих систем (электроснабжения, водоснабжения, дымоудаления и т.д.) в учреждении может привести в критическом случае к возникновению чрезвычайной ситуации.
Обеспечение необходимого уровня комплексной (пожарной и антитеррористической) безопасности объектов и минимизация потерь вследствие пожаров и других чрезвычайных ситуаций является важным фактором устойчивого функционирования учреждений.
Опасность возникновения пожаров в учреждениях социальной направленности не случайно относят к категории высокой сложности, так как в этих учреждениях необходимые услуги получают в том числе граждане с ограниченными возможностями, обусловленными возрастом, тяжелыми формами физического или умственного недоразвития.
На заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 16.11.2012 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить сбалансированное финансирование мероприятий по приведению учреждений в соответствие с требованиями санитарной и комплексной безопасности, незамедлительно устранить выявленные по каждому учреждению нарушения пожарной безопасности, продолжить работу по профилактике терроризма, а также подготовить мероприятия по ликвидации и (или) минимизации последствий террористических проявлений.
Во исполнение указанных поручений 30.04.2013 Правительством Самарской области было принято решение об организации проведения внеплановых проверок обеспечения безопасности людей, находящихся в учреждениях.
По информации Главного управления МЧС России по Самарской области, выявлено 59 объектов, эксплуатируемых с нарушениями требований пожарной безопасности, в связи с чем необходимо принять неотложные меры для устранения в установленные сроки замечаний, указанных в предписаниях должностных лиц государственного пожарного надзора.
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ужесточены требования к обеспечению пожарной безопасности на социально значимых объектах. В частности, с 01.07.2014 определены новые требования пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения, системам пожарной сигнализации и оповещения социальных объектов. Необходимо отметить, что среди учреждений значительное количество занимают учреждения с круглосуточным пребыванием людей. Объекты указанных учреждений отнесены к категории потенциально опасных и нуждаются в финансировании для проведения соответствующих противопожарных мероприятий. Наряду с традиционными возможно и необходимо применение инновационных технологий, в частности средств пожаротушения, как технологии защиты электротехнического оборудования.
Кроме того, требуют непрерывного финансирования обязательства по выполнению ряда противопожарных мероприятий с установленной законодательством периодичностью.
Однако реализуемые и планируемые к выполнению мероприятия в ряде стационарных учреждений не позволяют в полной мере обеспечить должный уровень безопасности и качества социального обслуживания населения вследствие высокой степени физического и морального износа жилых корпусов. Из-за конструктивных особенностей не представляется возможным устранить в таких зданиях нарушения требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В условиях оптимизации бюджетных расходов Правительством Самарской области принято решение о строительстве пищеблоков, новых жилых корпусов на территории действующих государственных бюджетных учреждений Самарской области Большетолкайского пансионата для ветеранов труда (дома-интерната для престарелых и инвалидов), Высокинского, Владимировского, Потаповского и Большераковского пансионатов для инвалидов (психоневрологических интернатов) на общее количество 1330 мест. Строительство данных объектов предусмотрено Перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Самарской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 24.04.2014 N 224 (далее - Схема). Схема разработана согласно с поручением Президента Российской Федерации от 27.11.2010 Пр-3464 ГС с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 03.04.2013 N 135.
Задачами Схемы являются осуществление перевода граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, из зданий, не соответствующих требованиям противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, и сокращение очередности граждан на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания путем строительства новых жилых корпусов.
Также в ряде организаций обеспеченность жилой площадью на одного проживающего не соответствует установленным нормативам и составляет 3 - 4 м2 на человека, в то время как в соответствии с действующим законодательством эта цифра должна составлять не менее 6 - 8 м2.
Решить столь масштабную задачу крайне сложно без привлечения средств федерального бюджета. В рамках настоящей Государственной программы в период 2015 - 2021 годов планируется выполнить мероприятия по разработке проектной документации на строительство объектов социального обслуживания населения, что позволит в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста" от 05.08.2014, направить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на рассмотрение предложения по софинансированию строительства объектов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.