(с изменениями на 6 сентября 2021 года)
(в ред. Постановления КМ РТ от 06.09.2021 N 818)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 10 октября 2023 года N 1281
____________________________________________________________________
В целях реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р, в соответствии с пунктом 2 протокола совместного заседания Совета Безопасности Республики Татарстан и антитеррористической комиссии в Республике Татарстан от 13.04.2018 N ПР-87 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018 - 2022 годы (далее - Концепция).
2. Определить:
системным интегратором работ по реализации Концепции - Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан;
(в ред. Постановления КМ РТ от 06.09.2021 N 818)
функциональным заказчиком - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
3. Рекомендовать органам государственной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям всех форм собственности руководствоваться положениями утвержденной настоящим постановлением Концепции при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при осуществлении деятельности по внедрению аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление информационных технологий, связи и защиты информации Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2018 - 2022 ГОДЫ
(в ред. Постановления КМ РТ от 06.09.2021 N 818)
Единый системный подход к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - комплекс "Безопасный город") является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением системы действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Основными задачами построения и развития комплекса "Безопасный город" являются:
формирование коммуникационной платформы для органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан и организаций республики с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования и реагирование на них;
обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
создание дополнительных инструментов для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.
Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018 - 2022 годы (далее - Концепция) разработана с целью обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития Республики Татарстан, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.
Настоящая Концепция является основой для:
разработки стратегии и проектных решений по созданию в Республике Татарстан системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности;
совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;
разработки и реализации целевых программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз;
формирования и проведения единой политики органов власти, экономических и социальных структур, населения в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Комплекс "Безопасный город" является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью Республики Татарстан в целом и муниципального образования в частности, за счет реагирования, мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
"автоматизированная система" - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
"биллинг" - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;
"геоинформационная система" - информационная система, оперирующая пространственными данными;
"геолокация" - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;
"государственная система мониторинга состояния общественной безопасности" - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
"дежурный план города" - единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;
"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
"единая транспортная диспетчерская" - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;
"задача автоматизированной системы" - функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;
"интеграционная платформа" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;
"интегрированная автоматизированная система" - совокупность двух или более взаимосвязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;
"информатизация" - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
"информационно-вычислительная инфраструктура" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;
"информационно-коммуникационная инфраструктура" - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;
"информационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;
"информационный ресурс" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);
"инцидент" - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
"комплекс средств автоматизации автоматизированной системы" - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;
"компонент автоматизированной системы" - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
"критически важный объект" - объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления экономикой Республики Татарстан, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территории Республики Татарстан, на длительный период времени;