Направление. Развитие Владивостокской агломерации, центров экономического роста |
Цель. Формирование территории, благоприятной для жизни, работы, инвестиций на основе инновационного роста, концентрации инноваций и технологий |
Задача 1. Развитие Владивостока в качестве коммуникативной площадки России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона |
Задача 2. Развитие транспортно-коммуникационных инфраструктур |
Задача 3. Инфраструктурное развитие агломерации |
Задача 4. Формирование пояса активных "точек роста" и развитие самостоятельных подцентров агломерации |
Направление. Развитие территорий с особыми условиями ведения экономической деятельности |
Цель. Увеличение количества резидентов территорий с особыми условиями ведения экономической деятельности, рост объемов инвестиций резидентов и созданных рабочих мест |
Задача 1. Создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов |
Задача 2. Повышение эффективности особых экономических режимов на территории Приморского края с точки зрения соответствия отраслевым приоритетам |
Направление. Развитие моногородов |
Цель. Стабилизация финансово-экономического положения моногородов за счет ухода от монозависимости, включения в процессы создания новых промышленных производств в Приморском крае, в промышленную кооперацию помощи в выходе на новые рынки |
Задача 1. Стабилизация финансово-экономического и социального положения моногородов за счет повышения доходов муниципальных бюджетов |
Задача 2. Экономическое развитие моногородов за счет реализации инвестиционных проектов и расширения экономической деятельности |
Направление. Развитие приграничных территорий |
Цель. Использование потенциала приграничного расположения для повышения интенсивности хозяйственной деятельности и улучшения социально-экономического положения приграничных территорий |
Задача 1. Создание условий для реализации экономического потенциала приграничных территорий Приморского края (в т.ч. за счет развития приграничного сотрудничества, транзита, а также реализации сельскохозяйственного и туристско-рекреационного потенциала). Задача 2. Улучшение финансово-экономического положения приграничных территорий края. Задача 3. Повышение эффективности государственного управления развитием приграничных территорий Приморского края. Задача 4. Достижение социальной устойчивости приграничных территорий края, а также развитие человеческого потенциала и улучшение демографических показателей. Задача 5. Обеспечение защиты приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций |
Направление. Развитие муниципальных образований и межмуниципальных отношений |
Цель. Расширение возможностей для экономического развития муниципальных районов и городских округов, и пополнения доходной базы бюджета за счет формирования на муниципальном уровне благоприятного инвестиционного климата и повышения качества муниципального управления, а также мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для реализации инфраструктурных проектов |
Задача 1. Формирование в Приморском крае базовой инфраструктуры и благоприятного административного климата для инвесторов и начинающих предпринимателей на уровне муниципалитетов - в первую очередь за счет эффективного предоставления земельных участков |
Задача 2. Повышение качества муниципального управления экономическим развитием, включая сопровождение инвестиционных проектов в муниципальных образованиях, за счет принятия необходимых базовых нормативных актов, организации "одного окна" и привлечения компетентных специалистов |
Задача 3. Развитие доходной базы муниципалитетов и мобилизация дополнительных финансовых ресурсов для развития за счет перераспределения бюджетных доходов в пользу муниципальных районов и городских округов, и более широкого применения муниципалитетами федеральных и региональных инструментов поддержки |
Направление. Развитие транспортной инфраструктуры |
Цель. Кардинальное повышение качества транспортно-коммуникационной системы Приморского края |
Задача 1. Повышение эффективности использования существующих транспортных коммуникаций Владивостокской агломерации |
Задача 2. Внедрение системы мер управления автомобилепользованием |
Задача 3. Повышение эффективности местного пассажирского железнодорожного сообщения |
Задача 4. Улучшение доступности населенных пунктов |
Задача 5. Реконструкция и развитие региональной автодорожной сети |
Задача 6. Развитие транспортных коридоров, пунктов пропуска и портовых мощностей |
Задача 7. Расширение припортовых станций и строительство терминально-логистических и перегрузочных комплексов |
Направление. Развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры |
Цель. Обеспечение потребителей региона доступной энергетической и коммунальной инфраструктурой, в том числе путем реализации проектов, направленных на повышение конкурентных преимуществ региона и опережающее развитие |
Задача 1. Обеспечение потребителей региона доступной энергетической и коммунальной инфраструктурой |
Задача 2. Повышение надежности и эффективности инфраструктуры |
Задача 3. Развитие инфраструктуры для проектов, направленных на повышение конкурентных преимуществ региона |
Направление. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры |
Цель. Повышение доступности и качества телекоммуникационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей бизнеса, повышения эффективности в государственном секторе и обеспечения населения телекоммуникационными услугами - в первую очередь услугами мобильной связи и доступом к сети Интернет |
Задача 1. Формирование благоприятного правового режима для повышения доступности и качества бюджетных услуг за счет расширенного применения современных информационных технологий |
Задача 2. Развитие цифровых навыков и совершенствование системы подготовки специалистов в сфере информационных технологий и связи за счет содействия образовательным учреждениям в разработке новых образовательных программ |
Задача 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая внедрение технологий умного города, повышение уровня информатизации процессов оказания государственных и муниципальных услуг и развитие средств электронного взаимодействия органов власти с населением и бизнесом через веб-интерфейсы и мобильные приложения |
Задача 4. Развитие информационной инфраструктуры учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также телекоммуникационной инфраструктуры общего пользования для повышения доступности и качества услуг и создания стимулов для ускоренного роста производительности |
Задача 5. Достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз |
Направление. Развитие цифровизации |
(введена Постановлением Правительства Приморского края от 16.05.2022 N 314-пп) |
Предоставление всех государственных и муниципальных услуг в электронном виде, сокращение фактического времени предоставления государственных и муниципальных услуг в 4 раза - в 2024 году для 100% жителей Приморского края и обеспечение представителей бизнеса доступностью получения 100% услуг в электронном виде по всем жизненным ситуациям |
Цель 1. Повышение уровня доверия к власти |
Задача 1. Создание центра управления регионом |
Задача 2. Оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде |
Задача 3. Создание единого контактного центра |
Задача 4. Создание территориального общественного самоуправления |
Цель 2. Цифровая трансформация |
Задача 1. Формирование цифровой зрелости городской среды, общественного транспорта, здравоохранения, образования, государственного управления |
Задача 2. Внедрение массовых социально значимых услуг |
Задача 3. Рост доли домохозяйств, обеспеченных возможностью широкополосного доступа к сети "Интернет" |
Задача 4. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий |
Задача 5. Создание цифрового профиля гражданина: организация инфраструктуры применения электронного паспорта и мобильного идентификатора гражданина в государственных учреждениях, осуществляющих предоставление услуг |
Задача 6. Развитие инфраструктуры |
Цель 3. Повышение эффективности органов государственной власти |
Задача 1. Развитие электронного юридически значимого документооборота |
Задача 2. Оптимизация процессов министерства цифрового развития Приморского края |
Задача 3. Внедрение государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" |
Задача 4. Подготовка управленческих кадров для цифрового развития |
Задача 5. Создание комфортных условий проживания для жителей Приморского края (информационная система "Цифровое Приморье") |
Факторами, формирующими сценарии развития Приморского края, являются темп реализации системообразующих проектов (см. ниже, табл. 5.1.1) и темп развития инфраструктуры.
Для каждого из сценарных факторов реализуются два варианта развития событий, причем в качестве менее благоприятного исхода рассматривается сохранение текущего состояния: продолжение реализации только уже начатых инвестиционных проектов и проектов развития инфраструктуры.
Совокупность вариаций событий формирует четыре сценария социально-экономического развития Приморского края: "Эволюционный сценарий", "Инфраструктурное развитие", "Опора на частного инвестора" и "Созидательный рост".
В эволюционном сценарии инвестиции в развитие инфраструктуры сохраняются на текущем уровне при низких темпах реализации системообразующих проектов. Госкомпании вынуждены сокращать инвестиционные программы, а объемы инвестиций из АТР незначительны.
Основным драйвером развития региона остается экспорт угля, нефти и других сырьевых товаров, а также развитие ресурсных секторов, в первую очередь, рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов.
В эволюционном сценарии сохранятся существующие тенденции и ограничения демографического, социального и экономического развития. Темпы экономического роста не превысят 1,0 - 1,5% годовых. Норма инвестиций - на сложившемся уровне 16 - 17%. Этот сценарий содержит риски отставания от среднероссийского уровня роста на фоне реализации негативного демографического прогноза.
В сценарии инфраструктурного развития инвестиции в развитие инфраструктуры существенно возрастают при низких темпах реализации проектов из-за санкционных последствий (отсутствия необходимых технологий). В этом сценарии рост инвестиций в развитие инфраструктуры обеспечит значительные темпы роста экономики Приморского края вследствие роста перевалки грузов и развития локальных секторов. Основным источником инвестиций остаются госкомпании.
Сценарий инфраструктурного развития обеспечивает выход на темпы экономического роста 2,0 - 2,5% в г., что соответствует или немного опережает сложившиеся среднероссийские темпы роста. Этот сценарий предполагает ориентацию на умеренные темпы реализации проектов федерального уровня с участием институтов развития и компаний с госучастием, имеющих долгосрочный эффект для развития края.
За счет проектов такого рода будет обеспечиваться свыше 60% инвестиций в крае, однако общая норма инвестиций не превысит 16,5 - 18% из-за ограниченности вложений частных и иностранных инвесторов.
Низкие темпы экономического роста будут ограничивать ресурсы для социального развития. Этот сценарий создает условия для умеренного варианта демографического прогноза, не предполагающего существенного миграционного прироста.
В сценарии с опорой на частного инвестора возможности получения федеральных инвестиций ограничены при высокой степени взаимной открытости рынков Приморского края и АТР. Объемы федеральных трансфертов для Приморского края сохраняются на прежнем уровне, однако открытие внешних рынков снимает ключевые ограничения на реализацию проектов и способствует привлечению инвестиций из стран АТР и увеличению экспорта в Китай, Республику Корею и Японию. Происходит ускоренное развитие Приморского края как транспортно-логистического комплекса и как производственной платформы.
Максимальные темпы роста экономики в этом сценарии составят 4 - 4,3%, что превышает среднемировые темпы роста.
Норма инвестиций не превысит 20,1% ВРП, а общий объем инвестиций за 2018 - 2030 гг. составит 3,4 трлн рублей. Предполагается, что в 2018 - 2020 гг. общий объем инвестиций из федерального бюджета составит 10 млрд рублей, со стороны приоритетных проектов компаний и институтов развития 100 млрд рублей. Таким образом, в этом сценарии за счет этих источников будет реализовано лишь 25% инвестиций. Для обеспечения роста требуется больше усилий направить на привлечение иностранных инвестиций, которые в этом сценарии должны обеспечить не менее 40% их общего объема (35% - прочие российские инвесторы).