Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (с изменениями на 17 сентября 2024 года)



3. ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕВОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Направление. Развитие Владивостокской агломерации, центров экономического роста

Цель. Формирование территории, благоприятной для жизни, работы, инвестиций на основе инновационного роста, концентрации инноваций и технологий

Задача 1. Развитие Владивостока в качестве коммуникативной площадки России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Задача 2. Развитие транспортно-коммуникационных инфраструктур

Задача 3. Инфраструктурное развитие агломерации

Задача 4. Формирование пояса активных "точек роста" и развитие самостоятельных подцентров агломерации

Направление. Развитие территорий с особыми условиями ведения экономической деятельности

Цель. Увеличение количества резидентов территорий с особыми условиями ведения экономической деятельности, рост объемов инвестиций резидентов и созданных рабочих мест

Задача 1. Создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов

Задача 2. Повышение эффективности особых экономических режимов на территории Приморского края с точки зрения соответствия отраслевым приоритетам

Направление. Развитие моногородов

Цель. Стабилизация финансово-экономического положения моногородов за счет ухода от монозависимости, включения в процессы создания новых промышленных производств в Приморском крае, в промышленную кооперацию помощи в выходе на новые рынки

Задача 1. Стабилизация финансово-экономического и социального положения моногородов за счет повышения доходов муниципальных бюджетов

Задача 2. Экономическое развитие моногородов за счет реализации инвестиционных проектов и расширения экономической деятельности

Направление. Развитие приграничных территорий

Цель. Использование потенциала приграничного расположения для повышения интенсивности хозяйственной деятельности и улучшения социально-экономического положения приграничных территорий

Задача 1. Создание условий для реализации экономического потенциала приграничных территорий Приморского края (в т.ч. за счет развития приграничного сотрудничества, транзита, а также реализации сельскохозяйственного и туристско-рекреационного потенциала).

Задача 2. Улучшение финансово-экономического положения приграничных территорий края.

Задача 3. Повышение эффективности государственного управления развитием приграничных территорий Приморского края.

Задача 4. Достижение социальной устойчивости приграничных территорий края, а также развитие человеческого потенциала и улучшение демографических показателей.

Задача 5. Обеспечение защиты приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций

Направление. Развитие муниципальных образований и межмуниципальных отношений

Цель. Расширение возможностей для экономического развития муниципальных районов и городских округов, и пополнения доходной базы бюджета за счет формирования на муниципальном уровне благоприятного инвестиционного климата и повышения качества муниципального управления, а также мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для реализации инфраструктурных проектов

Задача 1. Формирование в Приморском крае базовой инфраструктуры и благоприятного административного климата для инвесторов и начинающих предпринимателей на уровне муниципалитетов - в первую очередь за счет эффективного предоставления земельных участков

Задача 2. Повышение качества муниципального управления экономическим развитием, включая сопровождение инвестиционных проектов в муниципальных образованиях, за счет принятия необходимых базовых нормативных актов, организации "одного окна" и привлечения компетентных специалистов

Задача 3. Развитие доходной базы муниципалитетов и мобилизация дополнительных финансовых ресурсов для развития за счет перераспределения бюджетных доходов в пользу муниципальных районов и городских округов, и более широкого применения муниципалитетами федеральных и региональных инструментов поддержки

Направление. Развитие транспортной инфраструктуры

Цель. Кардинальное повышение качества транспортно-коммуникационной системы Приморского края

Задача 1. Повышение эффективности использования существующих транспортных коммуникаций Владивостокской агломерации

Задача 2. Внедрение системы мер управления автомобилепользованием

Задача 3. Повышение эффективности местного пассажирского железнодорожного сообщения

Задача 4. Улучшение доступности населенных пунктов

Задача 5. Реконструкция и развитие региональной автодорожной сети

Задача 6. Развитие транспортных коридоров, пунктов пропуска и портовых мощностей

Задача 7. Расширение припортовых станций и строительство терминально-логистических и перегрузочных комплексов

Направление. Развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры

Цель. Обеспечение потребителей региона доступной энергетической и коммунальной инфраструктурой, в том числе путем реализации проектов, направленных на повышение конкурентных преимуществ региона и опережающее развитие

Задача 1. Обеспечение потребителей региона доступной энергетической и коммунальной инфраструктурой

Задача 2. Повышение надежности и эффективности инфраструктуры

Задача 3. Развитие инфраструктуры для проектов, направленных на повышение конкурентных преимуществ региона

Направление. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры

Цель. Повышение доступности и качества телекоммуникационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей бизнеса, повышения эффективности в государственном секторе и обеспечения населения телекоммуникационными услугами - в первую очередь услугами мобильной связи и доступом к сети Интернет

Задача 1. Формирование благоприятного правового режима для повышения доступности и качества бюджетных услуг за счет расширенного применения современных информационных технологий

Задача 2. Развитие цифровых навыков и совершенствование системы подготовки специалистов в сфере информационных технологий и связи за счет содействия образовательным учреждениям в разработке новых образовательных программ

Задача 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая внедрение технологий умного города, повышение уровня информатизации процессов оказания государственных и муниципальных услуг и развитие средств электронного взаимодействия органов власти с населением и бизнесом через веб-интерфейсы и мобильные приложения

Задача 4. Развитие информационной инфраструктуры учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также телекоммуникационной инфраструктуры общего пользования для повышения доступности и качества услуг и создания стимулов для ускоренного роста производительности

Задача 5. Достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз

Направление. Развитие цифровизации

(введена Постановлением Правительства Приморского края от 16.05.2022 N 314-пп)

Предоставление всех государственных и муниципальных услуг в электронном виде, сокращение фактического времени предоставления государственных и муниципальных услуг в 4 раза - в 2024 году для 100% жителей Приморского края и обеспечение представителей бизнеса доступностью получения 100% услуг в электронном виде по всем жизненным ситуациям

Цель 1. Повышение уровня доверия к власти

Задача 1. Создание центра управления регионом

Задача 2. Оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Задача 3. Создание единого контактного центра

Задача 4. Создание территориального общественного самоуправления

Цель 2. Цифровая трансформация

Задача 1. Формирование цифровой зрелости городской среды, общественного транспорта, здравоохранения, образования, государственного управления

Задача 2. Внедрение массовых социально значимых услуг

Задача 3. Рост доли домохозяйств, обеспеченных возможностью широкополосного доступа к сети "Интернет"

Задача 4. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий

Задача 5. Создание цифрового профиля гражданина:

организация инфраструктуры применения электронного паспорта и мобильного идентификатора гражданина в государственных учреждениях, осуществляющих предоставление услуг

Задача 6. Развитие инфраструктуры

Цель 3. Повышение эффективности органов государственной власти

Задача 1. Развитие электронного юридически значимого документооборота

Задача 2. Оптимизация процессов министерства цифрового развития Приморского края

Задача 3. Внедрение государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности"

Задача 4. Подготовка управленческих кадров для цифрового развития

Задача 5. Создание комфортных условий проживания для жителей Приморского края (информационная система "Цифровое Приморье")


Факторами, формирующими сценарии развития Приморского края, являются темп реализации системообразующих проектов (см. ниже, табл. 5.1.1) и темп развития инфраструктуры.


Для каждого из сценарных факторов реализуются два варианта развития событий, причем в качестве менее благоприятного исхода рассматривается сохранение текущего состояния: продолжение реализации только уже начатых инвестиционных проектов и проектов развития инфраструктуры.


Совокупность вариаций событий формирует четыре сценария социально-экономического развития Приморского края: "Эволюционный сценарий", "Инфраструктурное развитие", "Опора на частного инвестора" и "Созидательный рост".


В эволюционном сценарии инвестиции в развитие инфраструктуры сохраняются на текущем уровне при низких темпах реализации системообразующих проектов. Госкомпании вынуждены сокращать инвестиционные программы, а объемы инвестиций из АТР незначительны.


Основным драйвером развития региона остается экспорт угля, нефти и других сырьевых товаров, а также развитие ресурсных секторов, в первую очередь, рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов.


В эволюционном сценарии сохранятся существующие тенденции и ограничения демографического, социального и экономического развития. Темпы экономического роста не превысят 1,0 - 1,5% годовых. Норма инвестиций - на сложившемся уровне 16 - 17%. Этот сценарий содержит риски отставания от среднероссийского уровня роста на фоне реализации негативного демографического прогноза.


В сценарии инфраструктурного развития инвестиции в развитие инфраструктуры существенно возрастают при низких темпах реализации проектов из-за санкционных последствий (отсутствия необходимых технологий). В этом сценарии рост инвестиций в развитие инфраструктуры обеспечит значительные темпы роста экономики Приморского края вследствие роста перевалки грузов и развития локальных секторов. Основным источником инвестиций остаются госкомпании.


Сценарий инфраструктурного развития обеспечивает выход на темпы экономического роста 2,0 - 2,5% в г., что соответствует или немного опережает сложившиеся среднероссийские темпы роста. Этот сценарий предполагает ориентацию на умеренные темпы реализации проектов федерального уровня с участием институтов развития и компаний с госучастием, имеющих долгосрочный эффект для развития края.


За счет проектов такого рода будет обеспечиваться свыше 60% инвестиций в крае, однако общая норма инвестиций не превысит 16,5 - 18% из-за ограниченности вложений частных и иностранных инвесторов.


Низкие темпы экономического роста будут ограничивать ресурсы для социального развития. Этот сценарий создает условия для умеренного варианта демографического прогноза, не предполагающего существенного миграционного прироста.


В сценарии с опорой на частного инвестора возможности получения федеральных инвестиций ограничены при высокой степени взаимной открытости рынков Приморского края и АТР. Объемы федеральных трансфертов для Приморского края сохраняются на прежнем уровне, однако открытие внешних рынков снимает ключевые ограничения на реализацию проектов и способствует привлечению инвестиций из стран АТР и увеличению экспорта в Китай, Республику Корею и Японию. Происходит ускоренное развитие Приморского края как транспортно-логистического комплекса и как производственной платформы.


Максимальные темпы роста экономики в этом сценарии составят 4 - 4,3%, что превышает среднемировые темпы роста.


Норма инвестиций не превысит 20,1% ВРП, а общий объем инвестиций за 2018 - 2030 гг. составит 3,4 трлн рублей. Предполагается, что в 2018 - 2020 гг. общий объем инвестиций из федерального бюджета составит 10 млрд рублей, со стороны приоритетных проектов компаний и институтов развития 100 млрд рублей. Таким образом, в этом сценарии за счет этих источников будет реализовано лишь 25% инвестиций. Для обеспечения роста требуется больше усилий направить на привлечение иностранных инвестиций, которые в этом сценарии должны обеспечить не менее 40% их общего объема (35% - прочие российские инвесторы).