На начало 2018 года жилищный фонд Иркутской области составил 59 147,2 тыс. кв. м общей площади, в том числе 37 571,4 тыс. кв. м, или 63,5%, - комплексно благоустроенного жилья, то есть жилой фонд, оборудованный одновременно централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газом или напольными электроплитами (по России в среднем доля комплексно благоустроенного жилья составляет 67,6%).
По степени износа жилищный фонд в Иркутской области распределяется следующим образом: до 30% износа имеет 48,5% общей площади жилого фонда, от 31% до 65% износа имеет 38,7% общей площади жилого фонда, свыше 66% износа имеет 12,8% общей площади жилого фонда.
Для обеспечения нормативного срока эксплуатации общего имущества собственников многоквартирных домов необходимо проведение его регулярного и своевременного капитального ремонта.
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации принят Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 167-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области".
Постановлением Правительства Иркутской области от 20 марта 2014 года N 138-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области.
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 19.12.2022 N 1022-пп)
По состоянию на 1 января 2018 года в сфере управления многоквартирными домами работает 236 управляющих организаций, создано и действует 454 товарищества собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, созданы в целях удовлетворения граждан в жилье (кооперативы).
Основными в данной области являются следующие проблемы:
высокая степень износа жилищного фонда;
отсутствие эффективной системы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и стимулирования собственников к принятию решений, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
недостаточный уровень прозрачности деятельности управляющих организаций и организаций коммунального комплекса (ресурсоснабжающих организаций);
низкий уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах для совместного решения важных вопросов по управлению многоквартирным домом, формирование платы за жилое помещение (управление, содержание и текущий ремонт), осуществление контроля за выполнением управляющей организацией своих обязательств по договору управления, контроль качества предоставления коммунальных услуг и формирования платы за коммунальные услуги;
отсутствие цельной системы кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства и необходимой подготовки специалистов по вопросам управления многоквартирными домами.
В целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, улучшения технического состояния многоквартирных домов и продления срока их эксплуатации, повышения качества жизни и предоставления коммунальных услуг, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снижения затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда на территории Иркутской области создана региональная система капитального ремонта многоквартирных домов.