АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2018 года N 958


О внесении изменений в приложение к постановлению администрации области от 29.12.2017 N 1169



В соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области" постановляю:


1. Внести изменения в приложение к постановлению администрации области от 29.12.2017 N 1169 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области (2018 - 2023 годы)", изложив раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации Программы, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития" в редакции согласно приложению.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета общественных связей и СМИ администрации области.


3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор области
В.В.СИПЯГИН



Приложение
к постановлению
администрации
Владимирской области
от 26.12.2018 N 958



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


Владимирская область - регион Центрального Федерального округа с относительно стабильным демографическим составом, в котором городское население (77,6%) преобладает над сельским (22,4%). Плотность населения (49,3 чел./кв. км) в 6 раз превышает среднероссийскую. Численность постоянного населения Владимирской области по состоянию на 1 января 2018 составила 1378,337 тыс. человек и по отношению к 2017 году сократилась на 0,5%, или 5,631 тыс. человек.


По данным Всероссийской переписи населения 2010 года во Владимирской области проживают представители 115 этнических групп, каждая из которых обладает своими особенностями материальной и духовной культуры. 95,6% жителей области составляют русские, украинцы - 0,9%, татары - 0,5%, армяне - 0,4%, белорусы - 0,3%, другие национальности - 2,2%.


Особенности Владимирской области, влияющие на современный характер этноконфессиональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в следующем:


- город Владимир в XII - XIII веках являлся столицей Северо-Восточной Руси и резиденцией митрополитов всея Руси. Здесь в 1274 году состоялся Собор, давший древнерусской Церкви новую Кормчую книгу правил, которые заложили духовные основы единения русского народа в единой Церкви и едином государстве. Исторически проблемы, связанные с проявлениями межэтнической нетерпимости, для Владимирского региона были не характерны;


- до начала XX века Владимирский край являлся традиционно моноэтничным и мононациональным (русские составляли 99,74% всего населения). Несмотря на то, что в настоящее время регион представляет собой полиэтническое и поликонфессиональное сообщество, в нем сохраняются этническая (русская) и религиозная (православная) доминанты;


- в современном российском общественном сознании сохраняется историческая память о Владимирском крае как одном из центров формирования и развития российской государственности и культуры, где православие было не только определяющей формой религиозного опыта, но и важнейшим нормативно-регулятивным основанием всех элементов социокультурной жизни региона.


По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области в регионе зарегистрировано:


- 30 национальных объединений, из них 8 национально-культурных автономий. Национальные общественные объединения созданы армянами, азербайджанцами, поляками, евреями, грузинами, дагестанцами, узбеками, таджиками, езидами, корейцами, татарами, цыганами;


- 405 религиозных организаций, представляющих 17 конфессий. Доминирующее положение занимает Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), к которой относятся 328 (81%) религиозных организаций.


Население Владимирской области ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Социологическое исследование, проведенное в июле 2018 года, показало, что только 8,1% опрошенных жителей Владимирской области часто испытывают враждебность к людям иной национальности, 43,1% указали, что порой это случается, но бывает очень редко, а 44% отметили, что такого с ними не бывает никогда. В то же время четвертая часть жителей в той или иной мере допускают вероятность межнациональных конфликтов: 12,5% вполне уверены, что подобные конфликты возможны, а еще 12,4% считают их скорее возможными, чем невозможными.


Последнее десятилетие характеризуется трансформацией этнической структуры населения Владимирской области, которая обусловлена действием трех основных факторов:


- диспропорции в естественном воспроизводстве населения. Отрицательная динамика естественного прироста коренного населения региона при значительном росте численности постоянно проживающих, отнесших себя к киргизам, узбекам и таджикам (в 5,2; 4,1; 3,4 раза соответственно);


- активизация миграционных процессов. С одной стороны, миграционные связи области с другими регионами России и странами ближнего зарубежья не оказали существенного влияния на общее изменение численности жителей области, поскольку главным фактором являлась естественная убыль населения. С другой стороны, происходит возрастание потоков мигрантов, прибывающих в регион с целью трудовой деятельности из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Вьетнама;


- социокультурные изменения под влиянием смешанных браков, число которых увеличивается.


Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения, проживающего на территории Владимирской области, при сохранении русской и православной доминант, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов служат фактором укрепления общероссийской идентичности, определяют позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений во Владимирской области.


Вместе с тем, выделяется ряд факторов, негативно влияющих на развитие этноконфессиональных отношений в регионе.


В социально-экономической сфере:


- естественная убыль титульного населения трудоспособного возраста;


- невысокий уровень жизни: 15,5% населения Владимирской области имели в 2017 году среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Индекс потребительских цен в декабре 2017 года к аналогичному периоду 2016 года составил 103,6%;


- разбалансированность рынка труда (переизбыток специалистов с высшим образованием и недостаток кадров рабочих профессий);


- безработица (в том числе среди молодежи), которая в 2017 году составила 4,8%.


В общественно-политической сфере:


- распространение некоторых новых религиозных движений на территории региона;


- возникновение расколов в традиционных религиях, связанных с социальными деструктивными практиками и экстремистскими идеями.


Среди факторов, оказывающих негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества, является проявление элементов национализма, ксенофобской риторики. По данным опроса, 25,5% считают, что приезжие других национальностей отрицательно влияют на ситуацию в области, и лишь 4% имеют противоположную точку зрения. Это еще раз подтверждает тот факт, что в притоке мигрантов заложен потенциал возможного обострения межнациональных отношений. Для большинства мигрантов характерен невысокий уровень адаптации к социокультурной среде региона.


Учитывая общероссийскую тенденцию роста миграционных потоков, в том числе во Владимирскую область, и устойчивую естественную убыль титульного населения, можно прогнозировать возможное изменение этнического баланса региона, что будет выдвигать на первый план задачу социально-культурной адаптации переселенцев.


Перечисленные проблемы могут послужить факторами, осложняющими общественно-политическую обстановку в регионе, оказывающими препятствие в его динамичном социально-экономическом развитии.


Для эффективного решения указанных задач необходимы целенаправленные системные комплексные меры, что требует применения программно-целевого метода. Это позволит перейти от ситуативной поддержки отдельных мероприятий к целевому финансированию проектов в сфере государственной национальной политики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»