Действующий

О Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (с изменениями на 7 апреля 2023 года)



2. Текущее состояние сферы правового просвещения. Риски и превентивные меры


Приоритетами и целями государственной политики в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций.


В Основах правовой грамотности и правосознания граждан определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, пресечению коррупции.


Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.


Важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.


Основными факторами, влияющими на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения, являются:


распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;


доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;


понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;


доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;


деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного, кабельного и цифрового вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.


Автономный округ является регионом с инновационным мышлением, реализующим новейшие технологии во всех сферах деятельности. В каждой сфере деятельности работа направлена на повышение качества жизни человека, на улучшение среды его обитания, на доступность услуг, на привлечение ресурсов гражданского общества.


В Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года N 679-рп (далее - Стратегия), определены амбициозные задачи инновационного развития экономики автономного округа. Новые инструменты взаимодействия между органами власти, обществом и бизнесом; вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений, управление и мониторинг социально-экономического развития автономного округа; реализация общественных инициатив, обозначенных в Стратегии, - все это требует формирования новых подходов, в том числе в сфере получения и владения правовыми знаниями, умениями применять эти знания при реализации своих конституционных прав, уметь понимать и уважать законы и права других граждан.


(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2023 N 177-рп)


При определении целесообразности развития системы правового просвещения: