Задача 3.2.4.1. Реализация оптимальной модели пространственного развития Орловской области
Пространственное развитие области формируется как планировочная система, основу которой составляют каркасные элементы - урбанизированный, природно-экологический и историко-культурный каркасы.
Важным фактором, определяющим задачи пространственного развития Орловской области, является представление населения о качестве жизни, формирующее требования к среде, жилищным условиям и местам приложения труда, обеспечению социальными объектами, транспортному обслуживанию, коммуникационным связям.
Формирование урбанизированного каркаса области.
Урбанизированный каркас области образуют планировочно-коммуникационные оси, ареалы и узлы урбанизации.
Орловская область - одна из древнейших областей России. Урбанизированный каркас области складывался в течение длительного исторического процесса освоения территории.
Его основные элементы: транспортный коридор Москва - Орел - Курск - Харьков, широтный - Смоленск - Орел - Липецк - Тамбов и Орловская и Ливенская планировочная системы.
Урбанизированный каркас также включает в себя 3 города и 17 поселков городского типа и характеризуется относительно равномерным размещением населенных пунктов на территории области. В целом современный урбанизированный каркас территории области оценивается как вполне сложившийся. Поэтому необходимо его сохранение и дальнейшее эволюционное развитие на основе следующих положений:
1. Оптимизация и органическое насыщение основных планировочных осей (транспортных коридоров) соответствующими объектами с учетом места Орловской области в ЦФО.
2. Выделение зон пространственного развития и полюсов роста с учетом необходимости сохранения устойчивого баланса интересов в развитии промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта и туристско-рекреационной индустрии.
3. Необходимость сохранения и усиления экономической и территориальной связности муниципальных районов Орловской области с оптимизацией систем расселения и межселенного обслуживания.
4. Преодоление некоторой планировочной диспропорции, возникшей в следствии концентрации экономического потенциала в центральной (Орловско-Мценской) части области, путем развития дополнительных планировочных подцентров.
5. Формирование единого природно-экологического каркаса как базиса для экологически безопасного развития территории, создание дополнительных особо охраняемых природных территорий.
6. Сохранение культурно-исторического потенциала территории, резервирование территорий рекреационного назначения.
7. Улучшение качества градостроительной среды за счет развития современной инженерной инфраструктуры.