____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 17 ноября 2022 года N 793-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2016 N 2539-р, Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", от 05.07.2017 N 480-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года", Распоряжением Правительства Свердловской области от 14.05.2018 N 319-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Старшее поколение" до 2025 года", в целях координации деятельности государственных и общественных институтов для решения существующих проблем граждан старшего поколения Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Старшее поколение" до 2025 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Губернатор
Свердловской области
Е.В.Куйвашев
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" ДО 2025 ГОДА
1 | 2 | 3 |
1. | Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Старшее поколение" до 2025 года (далее - комплексная программа) | Министерство социальной политики Свердловской области |
2. | Заказчик (заказчики) комплексной программы | 1) Министерство здравоохранения Свердловской области; 2) Министерство физической культуры и спорта Свердловской области; 3) Министерство культуры Свердловской области; 4) Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области; 5) Департамент по труду и занятости населения Свердловской области |
3. | Цель и задачи комплексной программы | целью комплексной программы является повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения. Задачи комплексной программы: 1) повышение качества и доступности медицинской помощи для граждан старшего поколения; 2) вовлечение граждан старшего поколения в культурную жизнь общества; 3) повышение доступности туристских услуг для граждан старшего поколения; 4) создание условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом; 5) создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих недопущение дискриминации граждан старшего поколения и способствующих стимулированию пожилых людей к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями; 6) создание условий для обеспечения гражданам старшего поколения доступа к информации; 7) создание условий для активного долголетия, повышение конкурентоспособности граждан старшего поколения на рынке труда, развитие различных форм клубной работы, реабилитационной программы "Школа пожилого возраста" (далее - школа пожилого возраста); 8) развитие материально-технической базы организаций социального обслуживания граждан, оснащение их необходимым имуществом и оборудованием, создание комфортных условий для получателей социальных услуг |
4. | Важнейшие целевые показатели комплексной программы | 1) охват социальными услугами пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании, не менее 99%; 2) доля граждан старше трудоспособного возраста, участвующих в деятельности объединений, групп, клубов по интересам различной направленности, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста, не менее 30% |
5. | Перечень подпрограмм комплексной программы | нет |
6. | Сроки реализации комплексной программы | 2019 - 2025 годы |
7. | Объемы и источники финансирования комплексной программы | реализацию мероприятий комплексной программы планируется осуществлять за счет средств: федерального бюджета в объеме 764,1 тыс. рублей; областного бюджета в объеме 2618223,2 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 356107,2 тыс. рублей; 2020 год - 354966,8 тыс. рублей; 2021 год - 381487,1 тыс. рублей; 2022 год - 381497,1 тыс. рублей; 2023 год - 381507,1 тыс. рублей; 2024 год - 381517,1 тыс. рублей; 2025 год - 381517,1 тыс. рублей |
8. | Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы | 1) систематизация мероприятий по укреплению здоровья, увеличению периода активного долголетия; 2) разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, информационных, кадровых и иных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения, повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения; 3) обеспечение получения гражданами старшего поколения доступных и качественных социальных услуг в соответствии с их нуждаемостью |
1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицирует возраст граждан старшего поколения следующим образом:
1) пожилой - от 60 до 74 лет;
2) старческий - от 75 до 89 лет;
3) возраст долгожителей - 90 и более лет.
2. Согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, с учетом изменений пенсионной системы Российской Федерации к гражданам старшего поколения условно можно отнести:
1) граждан от 60 до 64 лет - активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
2) граждан от 65 лет до 80 лет - люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;
3) граждан старше 80 лет - люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.
3. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2012 N 122-ПП "О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения" лицами предпенсионного возраста считаются граждане за два года до наступления пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
4. В Свердловской области проживает более 1,2 миллиона граждан старшего поколения, что составляет 28,6% от населения региона (в Российской Федерации - 28,3%).
5. По сравнению с 1990 годом (21%) численность пожилых людей выросла на 34,6%. В настоящее время в Российской Федерации в целом и Свердловской области в частности сохраняется тенденция старения населения.
6. Продолжительность жизни имеет устойчивую тенденцию роста:
в 2007 году - 67,6 года;
в 2011 году - 69,8 года;
в 2017 году - 72,7 года;
в 2018 году - 74 года.
7. Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния.
Для выстраивания эффективной политики формирования института активного долголетия важно выявить проблемы - отклонения от нормального состояния индикаторов социального благополучия, которые отмечают пожилые жители региона.
8. На территории Свердловской области проводится системный мониторинг социально-экономического положения пожилых людей. В ходе проведения мониторинга выявлены базовые проблемы, отмечаемые пожилыми людьми:
1) отсутствие навыков использования современных средств общения (информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), мобильного телефона);
2) ограничение развития личностного потенциала и творческой реализации;
3) ограничение активности, вызванное состоянием здоровья;
4) отсутствие в обществе позитивного отношения к проблемам пожилых людей, культуры старения.
9. На комплексное решение данных проблем направлена работа всех субъектов социальной политики Свердловской области по созданию условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, в том числе наиболее значимые мероприятия, реализуемые в регионе:
1) Школа пожилого возраста;
2) проект "Электронный гражданин";
3) деятельность социальных служб Свердловской области;
4) учреждение в 2013 году областного праздника "День пенсионера в Свердловской области".
10. Все проекты систематизированы и объединены комплексной программой, которая успешно реализуется в Свердловской области с 2011 года.
11. В рамках комплексной программы предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества жизни граждан старшего поколения:
1) повышение качества, расширение перечня и доступности медицинской помощи и социальных услуг в соответствии с национальными стандартами;
2) создание условий для активного долголетия, повышение конкурентоспособности граждан пожилого возраста на рынке труда, развитие различных форм клубной работы, школ пожилого возраста и социального туризма;
3) развитие материально-технической базы организаций социального обслуживания граждан, оснащение их необходимым имуществом и оборудованием, создание комфортных условий для получателей социальных услуг.
12. Школа пожилого возраста - это реабилитационные инновационные технологии, нацеленные на овладение пожилым человеком способностями социального самообеспечения, социальной самозащиты.
Школы пожилого возраста действуют в 60 организациях социального обслуживания населения Свердловской области и насчитывают 15 направлений. Наряду с курсами по активному долголетию, безопасной жизнедеятельности, компьютерной грамотности, творческой и прикладной деятельности, профессиональной ориентации, правовой и экономической культуре, социальному туризму, краеведению, садоводству и огородничеству организован образовательный практический курс "Обучение навыкам ухода", направленный на обучение сотрудников социальных служб и родственников нуждающихся в постороннем уходе граждан основам медико-социальной помощи, организации необходимого ухода, а также социально-психологическим особенностям граждан пожилого возраста. Школы пожилого возраста относятся к новым формам социального обслуживания: реабилитационным, профилактическим, консультационным, активным формам предоставления просветительских услуг.
13. С целью обучения граждан пожилого возраста основам финансовой безопасности в 2015 году внедрена новая реабилитационная программа школы пожилого возраста "Финансовая грамотность", которая направлена на:
1) овладение гражданами пожилого возраста умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
2) формирование у граждан пожилого возраста ответственного отношения к принимаемым ими решениям о распоряжении имуществом;
3) информирование граждан пожилого возраста о видах, квалификации, объективной стороне преступных деяний (действий или бездействия), совершаемых наиболее часто в отношении граждан пожилого возраста с целью хищения их имущества или причинения имущественного ущерба, способах распознавания и защиты от них.