Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (с изменениями на 5 декабря 2023 года)


1.4.8.1. Оценка пространственной системы Краснодарского края


Краснодарский край - южный форпост России, занимающий уникальное геостратегическое положение на пересечении торгово-транспортно-логистических коридоров, имеющий морские и сухопутные государственные границы в обладающий высоким уровнем развития инфраструктуры.


Исторически сложившийся пространственный каркас, современная планировочная структура Краснодарского края находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с экономико-пространственной структурой Северо-Кавказского экономического района. В состав края входит западная часть Большого Кавказа и Кубано-Приазовская низменность. Регион граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Адыгея (последняя является внутрикраевым анклавом). На юге проходит государственная граница с Республикой Абхазия. Характерной особенностью территориального размещения края является его пограничное положение с Республикой Крым, через Керченский пролив на западе.


В силу удобного географического расположения территория края имеет транзитный потенциал, однако все основные проекты евразийских МТК проходят несколько в стороне от него. Международный транзитный потенциал региона в первую очередь обеспечивается морским и железнодорожным транспортом.


На общероссийском фоне край отличается высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры. Но темпы ее развития отстают от роста потребностей населения и экономики.


Железнодорожная инфраструктура Краснодарского края находится в относительно неблагополучном состоянии. Несмотря на высокие (по меркам регионов России) показатели плотности железнодорожной сети, она не справляется с пиковыми нагрузками, давно не модернизировалась, на ряде участков отсутствует электрификация. Текущее состояние железных дорог края не позволяет не только наращивать транзитный потенциал, но даже эффективно удовлетворять существующий транспортный спрос.


Автодорожная сеть не в состоянии выдержать пиковые нагрузки в период курортного сезона. Низкая плотность автомобильной сети ограничивает мобильность населения, оказывает негативное воздействие на экологию. Необходимо отметить неудовлетворительное состояние автодорожных подходов к морским портам, а также несоответствие их пропускной способности пиковым нагрузкам.


Вместе с тем развитие инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна является одним из приоритетных направлений. В настоящее время ОАО "РЖД" реализует приоритетный комплексный проект "Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна", который включает комплекс мероприятий по модернизации существующей инфраструктуры, строительству дополнительных главных путей и электрификации участков. Целью проекта является освоение прогнозируемого к 2020 году объема перевозок грузов на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (125,1 млн. тонн). В рамках данного проекта планируется увеличение пропускной способности железных дорог на подходах к морским портам до 154 пар поездов.


В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596, осуществляется комплексное развитие Новороссийского транспортного узла, включая строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск, а также строительство станции в районе разъезда "9 км" для обеспечения подходов к портам.


Кроме того, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, и СТП Российской Федерации на территории Краснодарского края предусмотрено строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Ростов-на-Дону - Адлер".


Природно-экологический каркас территории, создавая естественные барьеры, усложняет задачу достижения устойчивого развития территории. Элементы природного каркаса - Главный Кавказский хребет, река Кубань с притоками, система водохранилищ, большое количество лиманов и рек Азовского бассейна, особо охраняемые природные территории являются преимуществом края в плане развития туристско-рекреационного кластера экономики и сохранения экологического равновесия и одновременно проблемой в части развития транспортной, инженерной, туристской инфраструктуры.


Территория Краснодарского края подвержена рискам возникновения чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. По своему географическому положению, климатическим факторам, геоморфологическому и геотектоническому строению Краснодарский край подвержен частому возникновению аномальных природных явлений. Краснодарский край является единственным регионом России, в котором зарегистрированы все проявления опасных геологических процессов: повышенная сейсмическая опасность, оползни, обвалы, селевые потоки, снежные лавины, карсты, подтопления, переработка берегов морей и рек. Проявление этих факторов в сочетании с высокой антропогенной нагрузкой приводит к природно-техногенным авариям и катастрофам.


Краснодарский край - один из лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству объектов культурного наследия, а также проблем, с ними связанных (на государственной охране в регионе состоит 18171 памятник истории и культуры, всего около 100 тысяч отдельных объектов - от палеолита до современности). Основную долю составляют памятники археологии (более 14 тысяч). В настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии органов государственной охраны памятников с бизнесом, населением, требует обсуждения формат работы с ГЧП в части определения политики сохранения объектов, степени вмешательства в историческую среду, приспособления и включения объектов культурного наследия в экономику края.


Институты. Регион имеет стопроцентную обеспеченность документами территориального планирования и градостроительного зонирования по состоянию на 1 января 2016 года. В крупных городах Краснодарского края функционируют профессиональные проектные мастерские, разрабатывающие планировочную документацию для городских и сельских территорий. В целях повышения уровня подготовки решений в сфере градостроительства, архитектуры, благоустройства и художественного оформления городских и сельских поселений края образован общественный градостроительный совет при Губернаторе Краснодарского края.


(в ред. Закона Краснодарского края от 23.12.2022 N 4813-КЗ)