Действующий

О программе оздоровления государственных финансов Иркутской области на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 15 августа 2023 года)



Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области и их зависимость от "корпоративных" налогов, млн. рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Правительством Иркутской области осуществляется постоянный мониторинг и информационное взаимодействие с 22 крупнейшими налогоплательщиками, представленными в регионе группами компаний, консолидированными группами налогоплательщиков, включающими в себя 87 отдельных юридических лиц. Зависимость налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области и его основных источников от обязательных платежей указанных крупнейших налогоплательщиков региона представлена на графиках ниже (не приводится) и достигает своего максимального значения - по налогу на прибыль организаций (75 процентов по итогам 2017 года), минимального - по налогу на доходы физических лиц (27 процентов по итогам 2017 года).


Несмотря на произошедший в 2017 году значительный (на 16 процентов) рост поступлений в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь связанный с принятием Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части ограничения 50 процентов убытков прошлых лет, возможных для переноса налогоплательщиком в целях сокращения налогооблагаемой прибыли, и Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в части увеличения с 1 января 2017 года предельных параметров (размер доходов и остаточной стоимости основных средств), позволяющих налогоплательщикам использовать упрощенную систему налогообложения, потенциал налоговой отдачи от указанной категории налогоплательщиков не реализуется в полном объеме. В первую очередь такой вывод связан с отсутствием до настоящего времени решения о переходе к налогообложению торгово-офисной недвижимости (отдельных объектов недвижимости, определенных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) исходя из кадастровой стоимости.


Скорейший переход к кадастровой стоимости может стать инструментом выполнения в Иркутской области поставленной Правительством Российской Федерации (в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов) задачи по "не повышению уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков, а по интенсификации мер по обелению экономики". Сегодня среди организаций - собственников более половины торгово-офисной недвижимости региона, использующих специальные налоговые режимы и в силу налогового законодательства освобожденных от необходимости уплаты налога на имущество организаций, распространено применение указанного налогового послабления, в том числе для ухода от налогообложения путем дробления бизнеса.


Высокими продолжают оставаться налоговые расходы областного бюджета, связанные с предоставлением региональных льгот. В частности, по налогу на прибыль организаций они составляли в 2017 году 3,7 млрд. рублей, что является седьмым по величине показателя значением среди субъектов Российской Федерации. При этом более показательным для характеристики налоговых расходов областного бюджета является не стоимостное выражение льгот, а их отношение к поступлениям налога на прибыль организаций за аналогичный период. В Иркутской области на каждые сто рублей налога на прибыль организаций в областной бюджет не поступило 6,7 рубля налога на прибыль организаций, что является шестым по величине показателя значением среди субъектов Российской Федерации и в 3,7 раза превышает средний по стране уровень (1,8 процента).

Региональные льготы по налогу на прибыль организаций в 2017 году, млн. рублей

% региональных льгот по налогу на прибыль организаций в поступлениях налога на прибыль организаций за 2017 год

Рисунок не приводится.

Рисунок не приводится.


Непосредственно налоговые и неналоговые доходы распределяются между областным и местными бюджетами в соотношении 80 на 20 процентов соответственно. С учетом предоставляемых межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам (за исключением целевых средств федерального бюджета) указанное соотношение составит уже 47 на 53 процента "не в пользу" областного бюджета.

Распределение налоговых и неналоговых доходов между областным и местными бюджетами, млрд. рублей

Распределение налоговых и неналоговых доходов между областным и местными бюджетами с учетом МБТ, млрд. рублей

Рисунок не приводится.

Рисунок не приводится.


Таким образом, на местах остается большая часть собственных доходов консолидированного бюджета Иркутской области, а превалирование передачи средств в местные бюджеты через систему межбюджетных трансфертов над прямой передачей налогов в местные бюджеты обусловлено крайней неравномерностью распределения налоговой базы по муниципальным образованиям Иркутской области и обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Иркутской области.


Благодаря работе по повышению поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области, обеспечивается исполнение ежегодно возрастающих потребностей Иркутской области по финансированию расходных обязательств, 83 процента которых (с учетом межбюджетных трансфертов) по данным годового отчета за 2017 год приходится на областной бюджет и 17 процентов на долю бюджетов муниципальных образований Иркутской области.


В структуре расходов консолидированного бюджета Иркутской области преобладают расходы на заработную плату и начисления на нее - 39 процентов, на социальное обеспечение - 21 процент.