Необходимость развития ранней помощи обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
Утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 N 2723-р).
В Республике Татарстан проживают 14 605 детей-инвалидов, или 1,7 процента от общей численности детей (в 2016 году - 15 023 ребенка-инвалида, в 2015 году - 15 125, в 2014 году - 14 668, в 2013 году - 14 225).
В Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, сохранение здоровья детского населения, успешная социализация детей и включение их в образовательную среду являются одними из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан.
В целях улучшения качества жизни детей раннего возраста с отклонениями в развитии, обеспечения их оптимального развития и адаптации в обществе, профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия Министерством здравоохранения Республики Татарстан в 2007 году разработана Концепция службы раннего вмешательства по сопровождению детей с ограниченными возможностями в Республике Татарстан.
С января 2008 года на базе пилотного учреждения государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 9" г. Казани был открыт кабинет раннего вмешательства.
С 2009 года Министерством здравоохранения Республики Татарстан была реализована долгосрочная целевая программа "Раннее вмешательство по сопровождению детей раннего возраста с нарушениями развития и ограниченными возможностями в Республике Татарстан в 2009 - 2011 годах".
Финансирование Программы осуществлялось из различных источников: за счет средств текущего финансирования, бюджетов муниципальных образований, благотворительности и гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общий объем финансирования Программы за 2009 - 2012 гг. составил 222 млн рублей.
Продолжением работы по данному направлению явилась реализация долгосрочной целевой программы "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2012 - 2014 годы".
Финансирование Программы осуществлялось за счет средств текущего финансирования, бюджетов муниципальных образований, благотворительности и гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общий объем финансирования Программы за 2012 - 2014 гг. составил 198,928 млн рублей.
Нормативно-правовым обеспечением указанных программ явились постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.06.2007 N 218, от 22.06.2009 N 411, от 12.07.2010 N 552, от 04.02.2010 N 84, от 16.11.2012 N 991 и распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.04.2008 N 582-р.
С 2009 по 2014 год организованы кабинеты раннего вмешательства на базе детских поликлиник государственных автономных учреждений здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2" г. Набережные Челны, "Бугульминская центральная районная больница", "Чистопольская центральная районная больница", "Заинская центральная районная больница", "Камский детский медицинский центр" г. Набережные Челны.
Специализированная медицинская помощь с применением технологий раннего вмешательства организована на базе государственных автономных учреждений здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", "Детская городская больница N 8" г. Казани.