Разработка территориальной схемы осуществлялась исходя из следующих базовых принципов:
а) В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку. В соответствии с проектом постановления Правительства РФ о перечне видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, первую группу - лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть, планируется запретить подвергать захоронению с января 2017 г.; вторую группу - отходы бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, а также отходы продукции из термопластов, стекла и изделий из стекла - с января 2018 г.; третью группу - компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства, - с января 2020 г.; четвертую группу - несортированные отходы, включающие виды, указанные выше, - с января 2024 года.
б) В целях минимизации накопленного экологического ущерба объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, сбор и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрации объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательно установленную санитарно-защитную зону, наличие программы экологического контроля.
в) В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов, в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) объектов размещения отходов, в т.ч. не включенных в ГРОРО.
г) Для обеспечения бесперебойного вывоза ТКО на территории Тамбовской области все объекты размещения отходов, указанные в территориальной схеме и не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляют свою деятельность только до момента введения в эксплуатацию необходимых мощностей вновь строящихся или реконструируемых объектов.
При построении схемы потоков твердых коммунальных отходов решалась задача оптимизации расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов. Для каждого муниципального образования были составлены маршруты движения до объектов по обращению с отходами по дорогам общего пользования. Все ценовые показатели рассчитаны без учета налога на добавленную стоимость, в ценах 2016 г. и проиндексированы на индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
Результатом решения оптимизационной задачи является схема потоков твердых коммунальных отходов, образованных на территории Тамбовской области. Необходимо отметить, что эта схема составлена отдельно на каждый год действия территориальной схемы обращения с отходами. В отдельные годы происходит перераспределение потоков отходов в связи с закрытием старых полигонов.
Направления движения твердых коммунальных отходов по муниципальным образованиям по годам указаны в Приложении В Таблица В.1, к настоящему документу, а также в электронной модели территориальной схемы.