ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА САЛЕХАРДА

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2018 года N 91

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Салехард до 2030 года



Принято Городской Думой
города Салехарда
21 декабря 2018 года



В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", руководствуясь статьей 32 Устава муниципального образования город Салехард, Городская Дума решает:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития муниципального образования город Салехард до 2030 года согласно приложению к настоящему решению.


2. Признать утратившим силу решение Городской Думы города Салехарда от 06 апреля 2007 года N 10 "Об утверждении Стратегии социально-экономического города Салехарда - административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2012 годы и до 2020 года".


3. Опубликовать настоящее решение в городской общественно-политической газете "Полярный круг" и разместить на официальном сайте муниципального образования город Салехард - www.salekhard.org.


4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель Городской Думы
города Салехарда
В.К.МАРТЫНЮК


     г. Салехард
     21 декабря 2018 года
     N 91


Утверждена
решением Городской Думы
города Салехарда
от 21 декабря 2018 года N 91


СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД ДО 2030 ГОДА


ВВЕДЕНИЕ


Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Салехард до 2030 года разработана на основе Федерального закона РФ от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ". Стратегия относится к документам стратегического планирования и разрабатывается в рамках целеполагания как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне. Стратегия является документом муниципального планирования и прогнозирования в РФ, служит основой (единой платформой) для разработки таких документов стратегического планирования муниципального образования, как:


- План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития МО;


- Прогноз социально-экономического развития МО на среднесрочный период;


- Бюджетный прогноз МО на долгосрочный период;


- Муниципальные программы.


Целью разработки стратегии является создание сбалансированной системы ориентиров, задающих целенаправленное движение к неуклонному росту качества жизни населения и повышению устойчивости экономики муниципального образования город Салехард в обозначенный период.


На основе объединения усилий всех жителей города, местных и региональных властей в городе создаются благоприятные предпосылки для развития полноценного местного самоуправления, повышения качества жизни горожан. Стратегия становится продуктом "общественного согласия". Стратегия определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономической политики органов местного самоуправления и механизмы достижения намеченных целей. Стратегия призвана обеспечить учет существующих бюджетных, организационных и иных ограничений в отношении базовых направлений экономического и социального развития города: развития инфраструктуры, создания благоприятной деловой среды, развития человеческих ресурсов и улучшения качества жизни населения.


В рамках сформулированной цели Стратегии выделяются приоритетные направления социально-экономического развития муниципального образования город Салехард и ряд взаимосвязанных с ними задач.


В рамках каждой задачи в Стратегии представлены направления развития соответствующей сферы жизнедеятельности, описаны приоритетные проекты, предполагаемые к реализации. Обоснование задач и способов их решения позволяет сформировать ожидаемые результаты и, в частности, перечень стратегических показателей, плановые значения которых являются реперными точками для исполнителей Стратегии.


В Стратегии учтены ориентиры, заданные ежегодными посланиями Президента Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития РФ, Стратегией национальной безопасности РФ; Отраслевыми документами стратегического планирования РФ; Стратегией пространственного развития РФ, Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа, Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года, государственными программами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, Генеральным планом города Салехарда.


Информационной платформой разработки Стратегии явилась система нормативно-правовых документов РФ, нормативно-правовых документов Ямало-Ненецкого автономного округа, и города Салехарда; блок статической и аналитической информации портала администрации муниципального образования город Салехард и государственной статистики; данные социологических исследований жителей города Салехарда и поселка Пельвож.


Основные принципы Стратегии:


- преемственности и непрерывности - подготовка Стратегии осуществлялась с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования муниципального образования город Салехард, планов (программ) комплексного развития города, с учетом их реализации;


- сбалансированности, результативности и эффективности - обеспечивалась согласованность и сбалансированность Стратегии по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. Достижение заданных результатов производилось с наименьшими затратами ресурсов в рамках планирования и программирования;


- реалистичности - при определении приоритетов, целей и задач развития отраслей исходили из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;


- ресурсной обеспеченности - при подготовке Стратегии прорабатывались источники финансового и иного ресурсного обеспечения, предусматриваемые решениями в увязке с параметрами бюджетного прогноза города Салехарда на долгосрочный период;


- измеримости целей - обеспечивалась возможность оценки достижения целей с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки.


Применив метод стратегического планирования (SWOT-анализ), выявлены факторы внутренней и внешней среды муниципального образования город Салехард: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Метод SWOT-анализа обеспечил понимание проблем и перспектив развития основных сфер жизнедеятельности. Оценка внутреннего потенциала города Салехарда в увязке с внешними условиями дала возможность определить сценарий развития города.


Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Салехард содержит концептуальные основы разработки и обеспечения реализации долгосрочного социально-экономического развития города Салехарда, оценку существующего состояния экономики города, ее потенциала и конкурентоспособности, основные проблемы и перспективы социально-экономического развития города, долгосрочные приоритеты, ожидаемые результаты и оценку ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.


Отдельное внимание уделено социально-экономическому развитию поселка Пельвож, в котором 98% населения поселка - это коренные малочисленные народы Севера.


1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ


Город Салехард - столица самого крупного в мире газодобывающего региона - Ямало-Ненецкого автономного округа. Это современный административный, культурный и деловой центр региона, обеспеченный современными средствами связи и телекоммуникаций. Это единственный на планете город, расположенный на широте Северного Полярного круга в экстремальной природно-климатической зоне, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Число дней со снеговым покровом и устойчивыми морозами в Салехарде - до 200 в году, полярный день - с 7 июня по 7 июля. Сумеречные ночи продолжаются 159 суток в году.


Экстремальные погодные условия влияют на все сферы жизнедеятельности людей, это высокие затраты на поддержание стабильной и безаварийной работы жилищно-коммунального комплекса, неразвитость транспортной инфраструктуры, психологическое состояние людей. Негативную роль на процессы создания и функционирования малого и среднего предпринимательства оказывает удаленность от экономических центров Российской Федерации, сезонность транспортных путей до большинства населенных пунктов и сложные природно-климатические условия.


Город расположен на Полуйской возвышенности (Западно-Сибирская равнина), при впадении реки Полуй в Обь, вблизи Полярного Урала, в 2436 км от Москвы. В 16 км от Салехарда, на другой стороне Оби, находится город и ближайшая железнодорожная станция Лабытнанги.


Территория одноименного муниципального образования город Салехард (далее - муниципальное образование, городской округ, город Салехард) протянулась с севера на юг на расстояние 62 км. Территория малонаселенная, представляет собой заливаемые пойменные луга, притоки и старицы реки Обь.


Город Салехард один из немногих российских административных центров субъектов Федерации, уступающих как по численности населения, так и по промышленному потенциалу другим городам региона, третий (после Нового Уренгоя и Ноябрьска) по размеру город округа.


Планировочно город состоит из двух обособленных зон городской застройки, разделенных долиной реки Шайтанка. Центр южной части города практически является общегородским центром, насыщенным объектами общегородского обслуживания. В основном это территория общественно-деловой функции, где сосредоточены основные административные, деловые и исторические здания города. Южный район характеризуется достаточно высокой транспортной освоенностью.


Город Салехард, расположенный на границе субарктического и умеренного климатических поясов, относится к зоне наибольшей дискомфортности климата.


Климат формируется под влиянием западной циркуляции, а также близости холодного Карского моря, которое является источником холода летом и очагом сильных ветров зимой. Быстрая смена циклонов и антициклонов способствует большой изменчивости погоды. Особенно неустойчива погода в начале зимы (ноябрь - декабрь) и весной (май).


Продолжительность солнечного сияния на территории города составляет 1512 часов в год. Весной число часов солнечного сияния в 2 - 3 раза больше, чем осенью, что обусловлено годовым ходом облачности. В холодное время года суммарная освещенность почти полностью определяется рассеянным светом. В декабре - январе отмечается полярная ночь.


Среднегодовая температура воздуха равна -6,4 °C. Самый холодный месяц январь со среднемесячной температурой -23,8 °C. Абсолютный минимум равен -54 °C. Продолжительность периода со среднесуточной температурой ниже 0 °C равен 229 дней. Устойчивые морозы наступают во второй половине октября и продолжаются в среднем 189 дней до третьей декады апреля. Продолжительность отопительного сезона составляет 292 дня.


Снежный покров может появляться в период с начала сентября до середины октября. Продолжительность залегания снежного покрова 210 дней. Максимальная высота снежного покрова составляет 62 см.


К неблагоприятным атмосферным явлениям, которые наблюдаются в городе Салехарде, относятся туманы, метели, сильные ветры.


По условиям рассеивания примесей в атмосфере территория города относится к зоне повышенного потенциала загрязнения. Неблагоприятные условия для рассеивания примесей в атмосфере, как правило, возникают в зимний период.


Город Салехард - это административный центр, стратегически важный для России управленческий центр одного из крупнейших в мире газодобывающего региона - Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающий стратегические интересы России и интересы ее граждан; соблюдающий права и законные интересы проживающих на территории коренных малочисленных народов Севера и иных народов и объединений; входящий в состав Арктической зоны Российской Федерации и мира; город, создающий вопреки суровому климату и сложному территориальному расположению максимально комфортные из возможных условия жизни для жителей.


Люди являются главным, стратегически важным ресурсом города и региона. Численность населения города Салехарда по состоянию на 01 января 2018 года составила 49 502 человека, и наблюдается ее рост по данным прогноза на среднесрочную перспективу. Наибольшая часть занятых в экономике муниципального образования приходится на следующие отрасли: государственное управление; транспорт и связь; здравоохранение и предоставление социальных услуг; образование; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.


Оценка достигнутых целей развития отраслей экономики и социальной сферы содержит краткую оценку достижений ранее поставленных целей развития отраслей экономики и социальной сферы, комплексный анализ внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений; анализ ключевых проблем развития за 2016 - 2018 годы.


Принимая во внимание принцип преемственности и непрерывности, комплексный анализ учитывает цели и приоритетные направления Стратегии социально-экономического развития города Салехарда - административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2012 годы и до 2020 года, а именно:


Цель 1. Достижение максимально возможного уровня качества жизни в городе для его жителей с учетом неблагоприятных природно-климатических факторов.


Цель 2. Выявление и стимулирование "точек роста" в экономике города для обеспечения экономической самодостаточности муниципального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»