____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации городского округа город Воронеж от 29.03.2019 N 258.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18.10.2013 N 948 "О Порядке разработки и реализации муниципальных программ городского округа город Воронеж" администрация городского округа город Воронеж постановляет:
1. Внести в постановление администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 N 1250 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Развитие образования" следующие изменения:
утвердить прилагаемую муниципальную программу городского округа город Воронеж "Развитие образования" в новой редакции.
2. Признать утратившим силу постановление администрации городского округа город Воронеж от 30.03.2018 N 190 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 N 1250".
Глава городского
округа город Воронеж
В.Ю.КСТЕНИН
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж |
Соисполнители муниципальной программы | Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж Управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж Управы районов городского округа город Воронеж |
Основные разработчики муниципальной программы | Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж |
Подпрограммы и основные мероприятия муниципальной программы | Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования" Подпрограмма 2 "Развитие общего и дополнительного образования" Подпрограмма 3 "Вовлечение молодежи в социальную практику" Основное мероприятие 1 "Создание условий для отдыха детей городского округа город Воронеж" Основное мероприятие 2 "Социализация детей-сирот и детей, нуждающихся в особой защите государства" |
Цель муниципальной программы | Обеспечение качественного и доступного образования, соответствующего перспективным задачам развития общества и экономики, организация отдыха и социализации детей |
Задачи муниципальной программы | - формирование современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости; - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования; - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; - финансирование учреждений образования согласно утвержденным муниципальным заданиям; - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи; - обеспечение отдыха, развитие творческого, интеллектуального потенциала и личностное развитие детей; - развитие института замещающих семей, формирование социально-экономических механизмов, обеспечивающих семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Показатели (индикаторы) муниципальной программы | - обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях; - доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, скорректированной на численность детей 5 - 6 лет, обучающихся по основным программам начального общего образования; - отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования; - отношение среднего балла Единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами Единого государственного экзамена к среднему баллу Единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами Единого государственного экзамена; - удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования; - доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы; - отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций общего образования к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Воронежской области; - отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Воронежской области; - удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности учащихся; - доля молодежи, принявшей участие в молодежных, профилактических и патриотических мероприятиях в отчетный период, в общей численности молодежи в городском округе город Воронеж, в том числе в мероприятиях по формированию уважительного отношения ко всем этносам и религиям; - удовлетворенность детей отдыхом в действующих муниципальных детских лагерях отдыха; - уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями в расчете на 100 детей дошкольного возраста (1 - 6 лет) |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы | Срок реализации программы - 2014 - 2020 годы. Реализация программы будет осуществляться в 3 этапа: 1 этап - 2014 - 2015 годы; 2 этап - 2016 - 2018 годы; 3 этап - 2019 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (в действующих ценах каждого года реализации муниципальной программы) | Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 80428254,53 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 6881288,08 тыс. рублей; областной бюджет - 42654911,01 тыс. рублей; бюджет городского округа - 24644095,17 тыс. рублей; внебюджетные источники - 6247960,27 тыс. рублей; в т.ч. по годам реализации муниципальной программы: 2014 год: всего - 9740667,76 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 700065,60 тыс. рублей; областной бюджет - 5166564,16 тыс. рублей; бюджет городского округа - 3247029,40 тыс. рублей; внебюджетные источники - 627008,60 тыс. рублей. 2015 год: всего - 9611809,14 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 356891,97 тыс. рублей; областной бюджет - 5319802,03 тыс. рублей; бюджет городского округа - 3192839,50 тыс. рублей; внебюджетные источники - 742275,64 тыс. рублей. 2016 год: всего - 9763664,66 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 198730,50 тыс. рублей; областной бюджет - 5424866,98 тыс. рублей; бюджет городского округа - 3253287,96 тыс. рублей; внебюджетные источники - 886779,22 тыс. рублей. 2017 год: всего - 11612016,52 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 1095675,60 тыс. рублей; областной бюджет - 6095053,27 тыс. рублей; бюджет городского округа - 3385404,58 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1035883,07 тыс. рублей. 2018 год: всего - 12701519,97 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 1137664,50 тыс. рублей; областной бюджет - 6750746,11 тыс. рублей; бюджет городского округа - 3785489,40 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1027619,96 тыс. рублей. 2019 год: всего - 14540662,89 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 2823561,43 тыс. рублей; областной бюджет - 6977404,02 тыс. рублей; бюджет городского округа - 3775500,55 тыс. рублей; внебюджетные источники - 964196,89 тыс. рублей. 2020 год: всего - 12457913,59 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: федеральный бюджет - 568698,48 тыс. рублей; областной бюджет - 6920474,44 тыс. рублей; бюджет городского округа - 4004543,78 тыс. рублей; внебюджетные источники - 964196,89 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы | - повысится обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях с 77,0 места до 99,25 места на 100 детей (до реальной востребованности); - доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, скорректированной на численность детей 5 - 6 лет, обучающихся по основным программам начального общего образования, повысится с 68,15% до 80,2%; - будет обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования детей от 3 до 7 лет; - отношение среднего балла Единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами Единого государственного экзамена к среднему баллу Единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами Единого государственного экзамена уменьшится с 1,9 до 1,5; - с 23% до 90% увеличится численность обучающихся общеобразовательных организаций, которым будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; - повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования; - доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, возрастет с 54,4% до 60,4%; - отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций общего образования к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Воронежской области увеличится с 91% до 100%; - отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Воронежской области достигнет 100%; - с 76% до 85% возрастет удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности учащихся; - доля молодежи, принявшей участие в молодежных, профилактических и патриотических мероприятиях в отчетный период, в общей численности молодежи в городском округе город Воронеж, в том числе в мероприятиях по формированию уважительного отношения ко всем этносам и религиям достигнет 43,9%; - удовлетворенность детей отдыхом в действующих муниципальных детских лагерях отдыха увеличится с 80% до 99,5%; - уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями вырастет до 74,43 места на 100 детей 1 - 6 лет |
Развитие муниципальной системы образования городского округа город Воронеж осуществляется в соответствии с комплексной программой модернизации образования, национальной образовательной стратегией "Наша новая школа", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", Стратегическим планом социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года.
В 2013 году дошкольным образованием охвачено 39750 детей, что составляет 71,75% от численности детского населения городского округа город Воронеж от 1 года до 6 лет или 90% детского населения в возрасте от 3 до 7 лет.
В период 2010 - 2013 годов в городском округе город Воронеж ключевым направлением деятельности в сфере дошкольного образования было решение проблемы общедоступности дошкольного образования. Важным шагом в решении данной проблемы являлись мероприятия по увеличению охвата детей дошкольным образованием.
В вышеназванный период в городском округе город Воронеж:
- была расширена сеть муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на 15 учреждений;
- была открыта 191 дополнительная группа на 4500 мест;
- развивались и поддерживались следующие вариативные формы дошкольного образования: группы продленного дня, кратковременного пребывания, семейные группы, консультативные пункты для семей, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных учреждениях;
- оказывались меры поддержки негосударственным детским садам.
Работа велась по следующим основным направлениям: возвращение помещений бывших детских садов, используемых не по назначению, в систему муниципального образования; капитальный ремонт; строительство и реконструкция детских садов; развитие иных форм дошкольного образования и частных детских садов; строительство новых объектов.
Открытие дополнительных групп способствовало росту уровня обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Расширение сети и увеличение мощности муниципальных детских садов также способствовало снижению очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет на устройство в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (далее - МБДОУ), увеличению доли детей данного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в МБДОУ, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет. Однако принятые меры не позволили решить задачи в сфере дошкольного образования в части обеспечения общедоступности и повышения качества образования в полном объеме.
Состояние дошкольного образования городского округа город Воронеж по отдельным показателям (ликвидация очередности детей от 5 до 7 лет, незначительная очередность детей от 3 до 5 лет) опережает другие областные центры Центрального федерального округа (Липецк, Белгород, Тамбов), но по некоторым параметрам уступает им. Так, в Белгороде охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием доведен до 90% еще в 2012 году, а в Тамбове уровень охвата детского населения от 1 года до 7 лет составляет 77,5%.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" главной задачей системы дошкольного образования на ближайшую перспективу определено достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Для обеспечения потребности населения городского округа город Воронеж в развитой социальной инфраструктуре необходимо решение проблем по повышению уровня обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, а также по увеличению численности детей, получающих образовательную услугу и услугу по их содержанию в МБДОУ.
Реализация муниципальной программы позволит достичь следующих стратегических показателей:
- повышение уровня обеспеченности детей дошкольного возраста (1 - 6 лет) местами в дошкольных образовательных учреждениях;
- увеличение доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в МБДОУ, в общей численности детей данного возраста;
- обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Муниципальная политика в сфере общего и дополнительного образования направлена на предоставление современных качественных образовательных услуг в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности в динамичных социально-экономических условиях.
Муниципальная система общего и дополнительного образования городского округа город Воронеж включает в себя 121 образовательное учреждение, реализующее программы общего образования, с числом учащихся 79119 человек и 19 учреждений дополнительного образования с числом обучающихся 38766 человек.
Эффективность работы общеобразовательных учреждений характеризуется уровнем освоения учащимися основных образовательных программ. В 2012 - 2013 учебном году из 12341 выпускника 9-х и 11-х (12-х) классов 12046 человек, или 97,6%, успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию (2012 - 98,4%), в том числе 5030 (95%) выпускников 11-х (12-х) классов.
Выросло число выпускников средней (полной) общеобразовательной школы, награжденных медалями, - 551 человек, или 10,4%, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (472 человека), при этом награжден золотой медалью 291 выпускник, серебряной - 260 выпускников. Также 416 выпускников основной общеобразовательной школы закончили обучение с отличием и получили аттестаты особого образца (2012 - 408 человек).
Одним из факторов, оказывающих влияние на качество образования, является обновление компетенций педагогических кадров, повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей.
Доля учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, составила 100%. С целью улучшения материально-технических условий реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего и подготовки перехода к массовому внедрению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2015 году планируется обеспечить каждое рабочее место учителя и каждый рабочий кабинет общеобразовательного учреждения мультимедийным комплектом оборудования.
Работа общеобразовательных учреждений по выявлению одаренных школьников и поддержке талантливой молодежи позволила увеличить количество учащихся, ставших участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, с 62,1% от общего количества участников олимпиады по Воронежской области в 2012 году до 65,9% в 2013 году. По количеству дипломов победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников город Воронеж занимает 1-е место среди городов Центрально-Черноземного региона.
Существующая система муниципальных учреждений дополнительного образования обеспечивает потребность обучающихся и их родителей (законных представителей) в услугах дополнительного образования: учреждения функционируют в каждом районе города, ежегодно расширяется сеть филиалов и адресов ведения образовательной деятельности, прием детей в учреждения дополнительного образования осуществляется по заявительному принципу. Ежегодно проводится свыше 300 социально ориентированных мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом.
В 2012 - 2013 учебном году учащиеся городского округа город Воронеж приняли активное участие более чем в 50 массовых патриотических мероприятиях. В летний период 2013 года за счет средств из бюджета Воронежской области в 102 пришкольных лагерях с дневным пребыванием был организован отдых для 4382 школьников. В 40 профильных лагерях (спортивных, военно-патриотических, художественно-эстетических, экологических, туристско-краеведческих) смог отдохнуть 1001 обучающийся.
Развитие образовательных информационных сетей - средство повышения качества образования. Все 118 муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж имеют сайты и обеспечены услугой доступа к сети Интернет.
В общеобразовательных учреждениях города совершенствуется система организации питания обучающихся, основанная на принципах индустриализации, дающая возможность 100-процентного охвата обучающихся качественным, сбалансированным горячим питанием в соответствии с их физиологическими потребностями и санитарно-гигиеническими требованиями и нормативами. Кроме того, почти 68 тысяч учащихся 1 - 9-х классов 3 раза в неделю получают молоко.
Несмотря на то, что образовательными учреждениями проводится серьезная работа по обновлению, сохранению и развитию материальной базы, некоторые проблемы сферы общего и дополнительного образования остаются на сегодняшний день нерешенными. Главные из них - отсутствие общеобразовательных учреждений в местах интенсивной застройки, высокая степень изношенности зданий, технологического и учебного оборудования, несоответствие существующих условий обучения в отдельных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования нормам СанПиН, требованиям пожарной безопасности.
На территории городского округа город Воронеж проживает 258 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Характерной особенностью городского округа город Воронеж является значительная доля студенческой молодежи - более 49%.
Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам. Вместе с тем в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества. В связи с этим:
- молодые люди не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления;