В целях реализации Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы, утвержденного Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 года N 3274п-П8, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан (далее - Концепция).
2. Министерству образования Республики Башкортостан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в месячный срок внести в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан на утверждение комплекс мер по реализации Концепции.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Иванову Л.Х.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Концепция развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан (далее - Концепция) разработана в целях определения основных направлений развития работы с одаренными детьми и молодежью в Республике Башкортостан.
Концепция разработана в соответствии с:
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827;
Комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 года N 3274п-П8;
государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 (с последующими изменениями);
государственной программой "Развитие образования в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями).
Концепция определяет новый формат работы с одаренными детьми и молодежью в Республике Башкортостан, способствующий совершенствованию системы сопровождения и развития талантов и формированию инструментария, используемого в работе с одаренными детьми и молодежью.
Реализация Концепции предполагает развитие сетевого взаимодействия между образовательными и иными организациями, в том числе через муниципальные (межмуниципальные) ресурсные центры, в целях выявления и поддержки одаренных детей и молодежи.
Концепция предусматривает выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективности развития и реализации интеллектуально-творческих потенциалов детей и молодежи региона в науке, искусстве и спорте.
Концепция позволит усилить межведомственное информационное взаимодействие в Республике Башкортостан по вопросам выявления и поддержки одаренных детей и молодежи.
В современном мире роль одаренности как интеллектуального потенциала нации постоянно возрастает, поскольку развитие новых технологий влечет за собой резкое увеличение потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных внести новое в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и самостоятельно решать задачи инновационного типа. Развитие интеллектуального потенциала страны и образование одаренных детей и талантливой молодежи являются общенациональными приоритетами. Вот почему важно как можно раньше выявлять одаренных детей и целенаправленно работать с ними.
Талантливые дети являются мощным ресурсом, способным раскрыть перед страной социально-экономические, культурные и духовно-нравственные перспективы общественного развития. Забота об одаренных детях и их поддержка сегодня - это залог развития культуры, науки, социальной жизни России в будущем.
Необходим новый формат работы с одаренными обучающимися, предусматривающий эффективные подходы к реализации образовательных программ:
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях;
создание единой системы интеллектуальных и творческих состязаний, способствующей выявлению и сопровождению одаренных школьников и студентов;
обновление и создание новых методик работы с одаренными детьми.
Исходя из изложенного задачи выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан также необходимо решать в контексте развития новых подходов и технологий на всех уровнях образования.
В Республике Башкортостан накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми и молодежью. Развитию детской одаренности на ранних возрастных этапах способствует целенаправленная работа, организованная в дошкольных организациях. Дошкольный возраст (3 - 7 лет) характеризуется особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии. Эти аспекты одаренности детей дошкольного возраста можно раскрыть не только в детском саду, но и в образовательных организациях системы дополнительного образования.
Перед школой стоит задача создания условий для преемственности в развитии одаренности детей, выявленной на уровне дошкольного образования. В республике созданы специализированные учреждения, позволяющие развивать разные способности детей. Действует сеть инновационных общеобразовательных организаций: 58 лицеев, 82 гимназии, 2 кадетские школы, школа с первоначальной летной подготовкой, 18 школ с углубленным изучением отдельных предметов; организовано профильное обучение более чем в 570 школах: в различных формах по 13 профилям им охвачены около 30 тыс. обучающихся.
Система профилей обучения, реализуемых в образовательных организациях Республики Башкортостан, разнообразна. Наиболее востребован физико-математический профиль, в рамках которого обучаются 55,1% старшеклассников от общего количества обучающихся в профильных классах. Следующими по популярности являются химико-биологический, социально-экономический, физико-химический, социально-гуманитарный, информационно-технологический профили. Кроме того, в республике функционируют 11 республиканских общеобразовательных школ-интернатов для одаренных детей по разным направлениям: спортивное, художественное, музыкальное, химико-биологическое, физико-математическое и другие.
Развитие интеллектуальных, творческих, спортивных и других способностей ребенка является неотделимой частью его воспитания и общего развития. Именно поэтому в работе с одаренными детьми в республике используется потенциал организаций системы дополнительного образования: центров дополнительного образования, технопарков, кванториумов и других - всего 228 учреждений.
В Республике Башкортостан среднее профессиональное образование представлено 104 профессиональными образовательными организациями, которые вносят значительный вклад в развитие незаурядных способностей студентов как в плане профессиональных интересов, так и индивидуальных способностей.
Высшее образование Республики Башкортостан представлено 9 государственными самостоятельными вузами, 7 филиалами российских государственных вузов, 2 негосударственными самостоятельными вузами и 7 филиалами негосударственных вузов.
Обучение в образовательных организациях высшего образования осуществляется по востребованным и перспективным направлениям для всех отраслей экономики и социальной сферы региона. Совместно со школами, системой дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями вузы Республики Башкортостан образуют единую непрерывную систему отбора и сопровождения одаренных детей и молодежи.
Ключевым компонентом этой системы являются интеллектуальные соревнования. Они позволяют оказать помощь неограниченному количеству учащихся в развитии их талантов и содействовать их профессиональному самоопределению и становлению. Именно из участников интеллектуальных конкурсов и предметных олимпиад вырастают высококвалифицированные специалисты с современным инновационным мышлением, способные развивать экономику, основанную на знаниях.
Министерство образования Республики Башкортостан ежегодно утверждает перечни мероприятий, в том числе олимпиадных, которые позволяют обучающимся проявить себя по всем видам одаренности. В соответствии с этими перечнями в регионе проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания, расширяется взаимодействие с вузами, организациями профессионального образования, культуры, науки и спорта, организуются летние и зимние школы, учебно-тренировочные сборы для учащихся по разным направлениям, осуществляются исследовательские проекты.
Олимпиады являются хорошей стартовой площадкой для участия в международных состязаниях. Самой престижной и, соответственно, самой массовой олимпиадой является Всероссийская олимпиада школьников.
В 2016 - 2017 учебном году в республике в олимпиадах приняли участие около 280 тыс. учащихся на школьном уровне, 75 тыс. - на муниципальном и 2,5 тыс. - на республиканском уровнях.
Для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2017 учебном году были приглашены 97 обучающихся республики, из них 4 стали победителями, 31 - призерами (в 2016 году - 43).
Чтобы мотивировать победителей и призеров заключительного этапа всероссийской и международной олимпиад школьников для работы во благо республики, учреждены 100 специальных стипендий особо одаренным учащимся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, реализующих предпрофессиональные программы в сферах искусств, физической культуры и спорта. В большинстве муниципальных районов Республики Башкортостан выделяются финансовые средства на учреждение грантов, выплату стипендий и разовых премий для поощрения одаренных детей и молодежи. Практикуются меры поддержки талантливой молодежи со стороны бизнес-структур.
Все это формирует необходимую для развития способностей среду.
В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности часто с ироническим оттенком называют "вундеркиндами", что свидетельствует об их отторжении и неприятии как "белых ворон". По наблюдениям психологов и педагогов, в обучении и воспитании одаренных детей важно обеспечить возможности для полноценного развития их способностей, а также для их социальной адаптации, поскольку в силу своей неординарности они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе. Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ.
Социализация одаренных детей в наше время проходит трудно, с большими сложностями. Такие дети чувствуют себя в "осредненной" среде неуютно: не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношения к сверстникам. "Осредненная" среда затормаживает, а нередко и "замораживает" развитие таких детей. Педагоги не всегда могут распознать способности исключительно одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям.
Следует отметить, что сопровождение одаренных детей после олимпиад, конкурсов и соревнований, содействие их профессиональному росту в разных сферах экономики республики в рамках функционирующих образовательных кластеров системно не организованы, недостаточно используется потенциал института наставничества на предприятиях республики, не распространена практика конструирования траектории индивидуального профессионального развития талантливого молодого специалиста. Талантливая молодежь не всегда находит себя во взрослой жизни. В связи с этим становится актуальной задача обеспечения "социального лифта" для талантливой молодежи в условиях изменчивой и конкурентной экономики.
Надо также указать на узкий предметный диапазон мероприятий по выявлению одаренных детей и молодежи. Чаще всего это школьные дисциплины. Не оцениваются креативность, новые идеи или знания и навыки, приобретенные в результате индивидуальной работы. В результате многие потенциальные таланты остаются невыявленными.
Главный недостаток в нашей работе с одаренными детьми - это отсутствие системного подхода:
отсутствие современной системы выявления, диагностики и учета одаренных детей школьного возраста, что приводит к несвоевременной идентификации одаренности детей;
невозможность в полной мере обеспечивать в массовых школах индивидуальное развитие детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалами;
отсутствие специальной подготовки учителя по выявлению и сопровождению талантливого ребенка, системного повышения квалификации учителя и предоставления возможности получения методической и научной поддержки;