ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 декабря 2018 года N 338-р


Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов



В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", государственной программой Краснодарского края "Управление государственными финансами Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 940, соглашением от 5 февраля 2018 года N 01-01-06/06-22 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Краснодарского края:


1. Утвердить основные направления долговой политики Краснодарского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края И.П. Галася.


3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение



Утверждены
распоряжением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 11 декабря 2018 г. N 338-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ


Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение сбалансированного исполнения краевого бюджета с использованием государственных внутренних заимствований Краснодарского края (далее - заимствования), безусловное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Краснодарского края (далее - государственный долг), снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски), экономию расходов на обслуживание государственного долга.



1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2018 года, прогнозируемые итоги 2018 года


В 2018 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства) и в качестве источника дополнительных поступлений в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.


Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.


Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице N 1.



Таблица N 1



Динамика показателей государственного долга (факт)

N п/п

Показатель

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд. руб.

73,9

119,2

136,3

145,3

150,0

149,1

2

Долговая нагрузка, % <*>

58,5

90,4

92,7

98,6

88,2

77,8

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб.

0,98

3,9

6,2

5,9

7,.1

6,3


________________


* Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год.


В 2017 году в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" проведена реструктуризация обязательств (задолженности) Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Краснодарского края для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 - 2017 годах, срок погашения которых предусматривался в 2018 - 2019 и 2021 - 2022 годах. Объем реструктурированной в 2017 году задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета (далее - бюджетные кредиты), составил 17,6 млрд. рублей. Возврат указанной задолженности предусмотрен в период с 2018 по 2024 год включительно. В результате по состоянию на 1 января 2018 года обязательства по бюджетным кредитам реструктурированы в полном объеме.


В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 года N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования), уровень долговой нагрузки на 1 января 2018 года не должен был превышать 81%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным облигациям Краснодарского края и кредитам, полученным Краснодарским краем от кредитных организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год.


По состоянию на 1 января 2018 года общий объем государственного долга составил 149,1 млрд. рублей, что не превышает установленного Законом Краснодарского края от 19 декабря 2016 года N 3515-КЗ "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" верхнего предела государственного долга по состоянию на 1 января 2018 года (349,4 млрд. рублей).


По итогам 2017 года уровень долговой нагрузки составил 77,8%, что на 10,4 процентных пункта ниже долговой нагрузки, сложившейся в 2016 году (88,2%), в том числе доля рыночных обязательств составила 35,2% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.


Из общего объема государственного долга по состоянию на 1 января 2018 года обязательства по кредитам кредитных организаций составляли 38,2%, по бюджетным кредитам - 40,6%. по государственным гарантиям Краснодарского края (далее - государственная гарантия, государственные гарантии) 14,2%, по государственным облигациям Краснодарского края (далее - государственные облигации) - 7,0%.


Структура государственного долга включает среднесрочные и долгосрочные долговые обязательства, что способствует снижению бюджетных рисков. Объем реструктурированных долговых обязательств Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2018 года составил 60,6 млрд. рублей. Вся задолженность по бюджетным кредитам является долгосрочной, в том числе обязательства со сроками уплаты с 2023 по 2034 год - 43,0 млрд. рублей (28,8% общего объема государственного долга). По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых. Проведение реструктуризации имеет долгосрочный эффект, выражающийся в снижении нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств, уменьшении расходов на обслуживание государственного долга.


На 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов поставлена задача по дальнейшему сокращению потребности в привлечении заемных средств для достижения сбалансированности краевого бюджета, снижению общего объема государственного долга и уровня долговой нагрузки на краевой бюджет. В связи с этим в 2018 году новые заимствования (кредиты, государственные облигации) осуществляются только в целях рефинансирования погашаемых заимствований прошлых лет. По итогам 2018 года прогнозируется снижение общего объема государственного долга более чем на 4,0 млрд. рублей, в первую очередь, за счет уменьшения объема обязательств по государственной гарантии.


Также в целях удлинения сроков и оптимизации стоимости заимствований в 2018 году размещен очередной выпуск государственных облигаций в объеме 10 млрд. рублей сроком обращения 7 лет.


В результате проведения в 2018 году операций с различными видами долговых обязательств общий объем государственного долга по состоянию на 1 января 2019 года прогнозируется на уровне не более 145 млрд. рублей, что ниже его значения на начало 2018 года и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.


В 2018 году продолжена реализация мер по повышению эффективности управления государственным долгом и оптимизации расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга. В этих целях досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме 39,2 млрд. рублей со сроками возврата по условиям государственных контрактов в 2019 - 2021 годах и процентными ставками от 8,222 до 12,0% годовых. Кроме того, погашены кредиты в объеме 17,9 млрд. рублей до наступления сроков их возврата в 2018 году согласно условиям государственных контрактов.


Для рефинансирования погашаемых долговых обязательств начиная со II квартала 2018 года привлекались новые заимствования, процентные ставки по которым по итогам проведенных аукционов сложились ниже уровня ключевой ставки, установленного Центральным банком Российской Федерации, увеличенного на 1 процент годовых, что существенно ниже ставок платы по погашенным кредитам кредитных организаций.


Также погашение большей части заимствований осуществлялось в первом полугодии 2018 года, привлечение - преимущественно во втором полугодии. Сроки привлечения заемных средств оптимизировались с учетом фактической потребности и предельных сроков выборки кредитных ресурсов.


По результатам проводимых мероприятий по итогам 2018 года ожидается экономия по расходам на обслуживание государственного долга в сумме более 2,4 млрд. рублей.


По состоянию на 1 сентября 2018 года в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов составила 50,5%, государственных облигаций - 17,1%, государственных гарантий - 16,5%, кредитов, полученных от кредитных организаций, - 15,9%. Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований.


Наличие в структуре государственного долга различных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга.



2. Цели, задачи и особенности долговой политики Краснодарского края на 2019 год п на плановый период 2020 и 2021 годов


2.1. Основные факторы, определяющие характер, особенности и направления долговой политики Краснодарского края на 2019 - 2021 годы:


значительный накопленный объем государственного долга;


необходимость финансового обеспечения принятых расходных обязательств Краснодарского края в полном объеме;


ежегодное увеличение объема расходов краевого бюджета в социальной сфере;


волатильность финансового рынка.


2.2. Цели долговой политики Краснодарского края:


обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости краевого бюджета;


соблюдение ограничений по объему государственного долга, в том числе объему рыночных обязательств, и расходов на обслуживание государственного долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями в сфере бюджетного кредитования;


недопущение возникновения просроченной задолженности по погашению и обслуживанию долговых обязательств;


минимизация расходов на обслуживание государственного долга;


проведение эффективной долговой политики, ориентированной на среднесрочные и долгосрочные заимствования и равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств;


развитие рынка субфедеральных долговых обязательств.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»