ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2018 года N 859-п


Об утверждении Концепции новой экологической политики Ярославской области

(с изменениями на 24 июня 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 19.11.2019 N 794-п, от 03.06.2020 N 482-п, от 24.06.2021 N 412-п)




В целях реализации конституционного права жителей Ярославской области на благоприятную окружающую среду, сохранения и развития комфортной среды жизнедеятельности населения Ярославской области, а также в целях обеспечения экологической безопасности Ярославской области на долгосрочный период


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию новой экологической политики Ярославской области.


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
Р.А.КОЛЕСОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 22.11.2018 N 859-п



КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 19.11.2019 N 794-п, от 03.06.2020 N 482-п, от 24.06.2021 N 412-п)




1. Общие положения


Разработка Концепции новой экологической политики Ярославской области (далее - Концепция) обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности Ярославской области в настоящем и будущем в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой хозяйственной деятельности.


Устойчивое развитие Ярославской области, высокое качество жизни и здоровье населения региона могут быть обеспечены при достижении достойного качественного состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценный компонент национального достояния. Формирование и реализация государственной политики Ярославской области должны быть неразрывно связаны с экологической безопасностью и охраной окружающей среды, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве.


Концепция определяет цели, принципы и задачи обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития Ярославской области, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей, обеспечения экологической безопасности населения на период до 2030 года.


Основные положения Концепции разработаны с учетом социально-экономических особенностей, природно-климатической уникальности Ярославской области. Формирование и реализация экологической политики невозможны без непосредственного участия институтов гражданского общества. С учетом современного состояния окружающей среды и экологической безопасности предложены механизмы и инструменты решения задач по различным направлениям в области экологического развития.


Следование положениям Концепции обязательно при разработке новых законодательных и нормативных актов Ярославской области, разработке новых и актуализации действующих государственных программ Ярославской области, принятии решений в сфере градостроительного планирования, планирования и осуществления хозяйственной деятельности, формировании бюджетов всех уровней.


Концепция ориентирована на обеспечение системного подхода к проблеме охраны окружающей среды, сохранение природных систем Ярославской области, в том числе с целью создания здоровой и комфортной среды жизнедеятельности населения, предупреждения экологически обусловленных заболеваний и обеспечения возможности ведения здорового образа жизни.


Концепция признает, что проблемы, связанные с изменением состояния окружающей среды, в частности обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью, устранение потенциальных экологических конфликтов (вырубка зеленых насаждений, застройка свободных территорий, сохранение промышленных производств, наращивание дорожной сети и др.), не могут быть решены исключительно научными методами.


Концепция ориентирована на решение следующих задач: защита атмосферы, комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, учет вопросов сохранения окружающей среды в процессе принятия управленческих решений, повышение доступности экологической информации, участие гражданского общества в принятии решений в области охраны окружающей среды и т.д.


Концепция разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года - 10 точек роста.


Концепция ориентирована на учет передового отечественного и зарубежного опыта, региональных особенностей взаимодействия человека и природы.


В основе Концепции - результаты анализа существующей экологической ситуации в Ярославской области, причин имеющихся экологических проблем и обоснования необходимых природоохранных мероприятий, включая оценку динамики и современного состояния окружающей среды Ярославского региона, оценку уязвимости экологических систем и населения к изменениям окружающей среды, оценку факторов влияния антропогенной деятельности на окружающую среду, имеющихся стратегических вызовов и рисков, оценку прогнозного состояния окружающей среды, оценку возможностей снижения антропогенного воздействия на окружающую среду.



2. Цели, принципы и задачи экологической безопасности и охраны окружающей среды Ярославской области



2.1. Понятие экологической безопасности


Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации", определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства. Основные направления региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства, рациональное использование природных ресурсов, предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия.


Таким образом, экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.



2.2. Нормативно-правовая база новой экологической политики


2.2.1. Конституция Российской Федерации.


2.2.2. Кодексы Российской Федерации:


- Водный кодекс Российской Федерации;


- Лесной кодекс Российской Федерации;


- Земельный кодекс Российской Федерации;


- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;


- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.


2.2.3. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".


2.2.4. Федеральные законы Российской Федерации:


- от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";


- от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";


- от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";


- от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";


- от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";


- от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";


- от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";


- от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".


2.2.5. Постановления Правительства Российской Федерации:


- от 8 ноября 2012 г. N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа";


- от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";


- от 8 мая 2014 г. N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре";


- от 28 августа 2015 г. N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору";


- от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах";


- от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";


- от 9 декабря 2020 г. N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух";


- от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности";


- от 28 декабря 2020 г. N 2314 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»