Действующий

О мерах по оздоровлению государственных финансов (оптимизации расходов) КБР на 2018 - 2024 годы (с изменениями на 17 октября 2023 года)



III. Характеристика текущего состояния государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики


В целях увеличения доходной базы и, как следствие, собственных доходов, начиная с 2013 года принят ряд мер, которые нашли отражение в следующих документах:


Плане мероприятий по оздоровлению государственных финансов в Кабардино-Балкарской Республике до 2017 года, утвержденном распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 апреля 2014 г. N 216-рп (мероприятия, направленные в том числе на рост доходов, оптимизацию расходов и сокращение государственного долга);


Программе по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики на 2017 - 2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 марта 2017 г. N 199-рп.


В рамках реализации указанных документов проводилась планомерная работа по повышению собираемости доходов, пересмотру ставок налогообложения, отмене неэффективных налоговых льгот.


В результате реализованных мер по темпам роста собственных доходов Кабардино-Балкарская Республика переместилась с 63 места среди субъектов Российской Федерации в 2012 году на 12 место в 2015 году.


Кабардино-Балкарская Республика демонстрировала стабильный рост показателей социально-экономического развития, что было отмечено Правительством Российской Федерации премированием путем предоставления дополнительных дотаций в 2016 - 2017 годах. В 2017 году Кабардино-Балкарской Республике были выделены дополнительные средства в размере 774 млн рублей, в том числе грант в размере 340,99 млн рублей и дополнительная дотация в размере 433,04 млн рублей.


Вместе с тем указанные успехи нивелированы отзывом лицензий у предприятий, производящих алкогольную продукцию, и прекращением их деятельности.


Если по итогам 2015 года доля налогов и сборов, уплаченных по виду экономической деятельности "производство напитков", в сумме налогов и сборов, уплаченных в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, составила 43,2%, то в 2017 году эта доля сократилась до 14,9%.


Изменение отдельных положений бюджетного и налогового законодательства также приводит к значительному снижению собственных доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики:


по акцизам на горюче-смазочные материалы - на сумму 354,3 млн рублей в 2017 году;


снижение ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, - на сумму 105,3 млн рублей в 2017 году;


ограничение ставки налога на имущество организаций в части движимого имущества на 2018 год на уровне 1,1% - в сумме более 107 млн рублей в годовом исчислении;


планируемое изменение федерального законодательства в части исключения движимого имущества организаций из объектов налогообложения - в сумме порядка 700 млн рублей ежегодно.


Изменение механизма распределения акцизов на крепкий алкоголь между субъектами Российской Федерации (передача доходов от регионов-производителей регионам-потребителям) будет способствовать дальнейшему сокращению доходной базы республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.