ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2018 года N 283


Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов



В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2018 г. N 158 "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".


3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.


5. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.СОЛОДОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 октября 2018 г. N 283



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2019 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ


Долговая политика на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - долговая политика Республики Саха (Якутия)) является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.


Долговая политика Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности долговых обязательств, поддержание кредитных рейтингов республики.



1. Итоги реализации долговой политики Республики Саха (Якутия) предыдущего периода


За период с 2015 года по 2017 год объем государственного долга Республики Саха (Якутия) увеличился с 38 293 до 51 816 млн. рублей или на 35%. Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия) (далее - ВРП) составило в 2015 году - 5,1%, в 2016 году - 5,1% и в 2017 году - 5,6% (оценка).


По итогам исполнения основных задач долговой политики 2015 - 2017 годов Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться в группе субъектов Российской Федерации с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета. В эту группу по состоянию на 1 января 2018 года вошли 37 субъектов Российской Федерации, и Республика Саха (Якутия) занимала 33 место по уровню долговой нагрузки среди 83 субъектов Российской Федерации, имеющих государственный долг.


Сложившаяся за 2015 - 2017 годы структура государственного долга Республики Саха (Якутия) приведена в следующем графике:



График 1



Государственный долг Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 г.г., млн. рублей


60 000┬════════════════════════════════

      │ 

      │                         51 816

      │                        ┌═════‰

50 000┼════════════════════════┤     ├═ 

      │              44 898    │ 24% │ 

      │             ┌═════‰    │ <1> │ 

      │  38 293     │     │    │     │ 

40 000┼═════════════┤ 24% ├════┼═════┼═ 

      │  ┌═════‰    │ <1> │    │     │ 

      │  │ 29% │    │     │    │ 29% │ 

      │  │ <1> │    ├═════┤    │ <2> │ 

30 000┼══┤     ├════┤ 30% ├════┤     ├═ 

      │  ├═════┤    │ <2> │    │     │ 

      │  │ 17% │    │     │    ├═════┤ 

      │  │ <2> │    ├═════┤    │ 15% │ 

20 000┼══┼═════┼════┤ 12% ├════┤ <3> ├═ 

      │  │ 22% │    │ <3> │    ├═════┤ 

      │  │ <3> │    ├═════┤    │     │ 

      │  ├═════┤    │     │    │     │ 

10 000┼══┤     ├════┤     ├════┤     ├═ 

      │  │ 32% │    │ 34% │    │ 32% │ 

      │  │ <4> │    │ <4> │    │ <4> │ 

      │  │     │    │     │    │     │ 

      └══┴═════┴════┴═════┴════┴═════┴═ 

          2015       2016       2017


    <1> Государственные гарантии

    <2> Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы РФ

    <3> Кредиты кредитных организаций

    <4> Государственные ценные бумаги


Государственные заимствования Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 годах осуществлялись в целях финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения действующих долговых обязательств.


В структуре государственного долга Республики Саха (Якутия) большую часть продолжают занимать государственные ценные бумаги, сроки обращения по которым составляют пять и семь лет. Их доля в 2017 году составила 32%. Риски рефинансирования государственного долга находятся на приемлемом уровне.


В результате замещения рыночных заимствований бюджетными кредитами за период 2015 - 2017 годы доля кредитов кредитных организаций уменьшилась с 22% до 15%, а доля бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, выросла с 17% до 29%.


В прошедшем периоде государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставлялись исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции. При этом доля государственных гарантий Республики Саха (Якутия) незначительно снижалась с 29% общего объема государственного долга в 2015 году до 24% по итогам 2017 года.


Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Республики Саха (Якутия) не возникало. Анализ финансового состояния принципала проводится при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в течение срока их действия.


В 2015 - 2017 годах долговая политика была ориентирована на решение таких задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Саха (Якутия), сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей долговой устойчивости, обеспечивающих сохранение позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.


Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2015 - 2017 годов приведены в таблице 1.



Таблица 1



Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2015 - 2017 годов

Целевой показатель

2015 год

2016 год

2017 год

1

Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия)

5,1%

5,1%

5,6%

2

Отношение дефицита бюджета к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

4%

6,7%

8,1%

3

Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

37,5%

40,1%

46,2%

4

Доля общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений

20,2%

18,6%

21,9%

5

Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1,1%

1,1%

1,2%

6

Отношение годовой суммы платежей по погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Саха (Якутия)

2,3%

7,1%

5,5%


По итогам 2017 года сумма расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) составила 2 244 млн. рублей. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не превысила 1,2%, что соответствует минимальным для субъектов Российской Федерации уровням.


За 2015 - 2017 годы все платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Саха (Якутия) производились своевременно в соответствии с графиками платежей.



2. Текущее состояние государственного долга Республики Саха (Якутия)


В соответствии с программой государственных заимствований Республики Саха (Якутия) на 2018 год, утвержденных Законом Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 г. 1925-З N 1429-V "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено привлечение заимствований в виде:


1) размещения государственных ценных бумаг в сумме 11 500 млн. рублей. Республика Саха (Якутия) 24 мая 2018 года на Московской Бирже полностью разместила первый выпуск облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия) серии RU35010SY0 объемом 5 500 млн. рублей. Ставка первого купона установлена на уровне 7,55% годовых, ставки последующих купонов равны первому, срок обращения займа - 7 лет. В ходе размещения получено 22 заявки общим объемом свыше 36 000 млн. рублей. Эмитентом и организаторами займа проведена работа по повышению доступности операций по облигациям для населения. Впервые при первичном размещении приобрели якутские облигации физические лица, представляющие разные регионы России;


2) привлечения кредитов кредитных организаций в сумме 6 324 млн. рублей, в том числе 4 484 млн. рублей для рефинансирования долга по банковским кредитам. В апреле и июле 2018 года проведено рефинансирование задолженности по кредитным договорам, заключенным с кредитными организациями в 2016 году, на общую сумму 4 484 млн. рублей. Кроме того, проведена работа по снижению процентной ставки по действующим кредитным договорам с банками, заключенным в 2017 году. В результате средневзвешенная процентная ставка по банковским кредитам снижена с 9 процентов до 7,7 процентов годовых;


3) привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 13 000 млн. рублей. По состоянию на 1 августа 2018 года задолженность по бюджетному кредиту составила 3 000 млн. рублей.


Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 1 августа 2018 года составил 54 645 млн. рублей. Структура государственного долга Республики Саха (Якутия) на указанную дату состояла из следующих долговых обязательств: государственные ценные бумаги - 37% от общего объема долга, кредиты кредитных организаций - 15%, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, - 24%, государственные гарантии - 24%.


По состоянию на 1 августа 2018 года отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или долговая нагрузка составила 46,4%.


Осуществлено расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 августа 2018 года на сумму 1 222 млн. рублей.


Все установленные ограничения по объему государственного долга и сумме расходов на обслуживание государственного долга Республикой Саха (Якутия) соблюдены.


В мае 2018 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) по национальной шкале на уровне А(RU).


Международные кредитные рейтинги республики подтверждены на достигнутых уровнях:


в августе 2018 года Standard&Poor's подтвердил рейтинг на уровне "ВВ";


в июне 2018 года Fitch Ratings подтвердил рейтинг на уровне "BBB-".



3. Основные факторы, определяющие характер долговой политики Республики Саха (Якутия)


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»