КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЦЕНТРОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, НА ПЕРИОД 2019 - 2024 ГОДОВ
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра развития современных компетенций детей в Республике Коми.
Современные формы мышления определяют нашу завтрашнюю реальность. Сообществу, принимающему решение об экспонентном росте знаний и образовательного опыта, необходимо изменить образ мышления уже сегодня. Футурология образования позволяет спрогнозировать как индивидуальные, так и групповые компетенции. В соответствии с прогнозами футуролога Р.Курцвейла к 2030 году основной индивидуальной компетенцией в сфере образования (саморазвития человека) станет социальная интуиция - способность выбирать сообщества и перенимать компетенции членов данного сообщества. Скорость поиска необходимого сообщества и самообучения будет определяющим критерием успешности индивида.
Важнейшей групповой компетенцией станет способность совместно использовать и распоряжаться общими ресурсами, минимизируя их неэффективность. В соответствии с этим сетевое взаимодействие организаций, совместно использующих имущество, является перспективным направлением развития организаций, позволяющим оптимизировать расходы на содержание объектов инфраструктуры, которые не используются в полном объеме.
Третий тренд - технологии Big Data совместно с геймификацией образования позволят точно моделировать реальность, прогнозировать социальные процессы и избегать кризисов, в том числе и в сфере образования.
В настоящее время три указанные компетенции (направления, тренда) в определенной степени присутствуют в основных механизмах дополнительного образования детей. Во-первых, дополнительное образование позволяет ребенку встроиться в определенную социальную общность, которая близка ему по духу; во-вторых, оно позволяет научиться договариваться о совместном использовании общих ресурсов, которыми обладает программа дополнительного образования; в третьих, дополнительное образование позволяет получить ребенку опыт участия в социальном процессе, смоделировать ситуации, с которыми он столкнется позже.
Вместе с тем современная модель дополнительного образования не может оставаться оторванной от процессов, происходящих в системе профессионального и высшего образования, профессиональной ориентации, IT-сферы, ряда общегуманитарных трендов, таких как информатизация, практико-ориентированность, междисциплинарность и т.д. Целеполагание дополнительного образования должно быть расширено с системы профессиональных проб ребенка до ступени образования, интегрированной с основным общим образованием через ряд смежных кейсов, таких как технология, лингвистика, общекультурная подготовка и т.д.
По данным НИУ "Высшая школа экономики", 26% выпускников в России занимают рабочие места, не требующие высшего образования, а специализация 30% выпускников ВУЗов не совпадает с их фактической работой. Таким образом, 56% специалистов с высшим образованием работают не по специальности. Причина неэффективности выбора специальности абитуриентами и, соответственно, недостаточно высокая производительность труда отечественной экономики, как следствие, имеют под собой глубинную причину - неверный выбор специализации и отсутствие связей между дополнительным образованием как возможности профессионального самоопределения и программами высшего образования как компетенции, востребованной в экономике страны.
Таким образом, основными проблемами в сфере приобщения обучающихся к профессиональным компетенциям являются:
отсутствие универсальных образовательных площадок на базе организаций высшего образования, реализующих современные программы дополнительного образования детей с использованием современного оборудования и опыта преподавателей вузов;
отсутствие преемственности программ дополнительного образования детей и программ профессионального и высшего образования;
отсутствие компетенций педагогических работников образовательных организаций по формированию индивидуальных образовательных траекторий, интегрирующих дополнительные общеобразовательные программы и программы профессионального образования.
Создание центров дополнительного образования - ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, - на базах организаций высшего образования в Республике Коми является одним из путей решения комплексной задачи "самоопределения ребенка - профессиональной ориентации - обучения кадров для экономики".
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)