Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на среднесрочный период 2019 - 2021 годов (далее - прогноз) разработан во исполнение:
При подготовке прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики и экспертные оценки органов исполнительной власти Ярославской области.
В прогнозных расчетах показателей учитывались оперативные данные и предварительные итоги финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики региона, а также социально-демографических процессов, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Ярославской области.
Показатели прогноза разработаны в двух вариантах с учетом внешних условий.
Первый вариант (консервативный) предусматривает замедление темпов роста экономики, в большей степени связанное с усилением инфляционного давления, снижением темпов роста реальной заработной платы и общим снижением реальных денежных доходов и, соответственно, их покупательной способности. В свою очередь это негативно скажется на темпах роста рынка товаров и услуг. При этом в доходах населения снизится доля официальных выплат (зарплаты, стипендий, пенсий) и увеличится доля иных доходов, что отразится на снижении прибыли и налога на доходы физических лиц. Также предполагается снижение как предпринимательской, так и инвестиционной активности.
Второй вариант (благоприятный) предполагает развитие экономики в условиях сохранения текущих благоприятных тенденций и социальных обязательств государства, при этом только в 2019 году ожидается разовый всплеск инфляции.
В условиях более высоких цен на нефть ослабление курса рубля прекратится, следовательно, будет расти покупательная способность доходов населения и сдерживаться рост цен на импортные товары, что в целом повлияет на повышение уровня жизни населения.
При реализации данного сценария доля официальных выплат (зарплаты, стипендий, пенсий) в доходах населения увеличится, а доля иных доходов снизится. Увеличение зарплат также возможно в связи со снижением налоговой нагрузки на фонд заработной платы за счет снижения отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации. Данные мероприятия направлены также на увеличение прибыли организаций и доходов физических лиц. С учетом дополнительного увеличения ставки налога на добавленную стоимость предполагается рост инвестиционной активности проектов с государственным участием.