ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 октября 2018 года N 539-рп


О Концепции развития территориального маркетинга и брендинга в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2025 года

(с изменениями на 30 октября 2020 года)

(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2020 N 617-рп)




В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", от 29 февраля 2016 года N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года", Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2030 года", в целях развития территориального маркетинга и брендинга в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:


Утвердить:


1. Концепцию развития территориального маркетинга и брендинга в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2025 года (далее - Концепция) (приложение 1).


2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции (приложение 2).



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению
Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 19 октября 2018 года N 539-рп



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА И БРЕНДИНГА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2025 ГОДА (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)

(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2020 N 617-рп)



I. Общие положения


Концепция представляет совокупность целей, задач, технологий и приоритетов деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ, Югра), органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, научных организаций и бизнес-сообществ, общественных объединений и организаций автономного округа по формированию бренда и позиционированию Югры на внутреннем, макрорегиональном, национальном, международном уровнях.


Концепция объединяет компетенции и интересы исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, представителей бизнес-сообщества, средств массовой информации, некоммерческих организаций, граждан Югры основной темой - улучшение среды проживания в каждом муниципальном образовании автономного округа, в Югре.


Территориальный маркетинг и брендинг основан на идентичности жителей автономного округа с Югрой и направлен на формирование у них установок: "Я - часть Югры, территории успеха и благосостояния", "Я - Югра - Россия", "Я живу в Югре, я живу в России", "Мы одна команда, созидающая на благо Югры и России. Из успеха каждого из граждан складываются условия для национального прорыва, выдвижения Югры и России на передовые рубежи мирового развития".


Ресурс коммуникации является стратегическим ресурсом в развитии геобрендинга, с учетом влияния на эту сферу интернет-технологий, роста конкуренции за инвестиции, международных мероприятий, целевых аудиторий.


Югра - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации, в котором проживают представители 124 национальностей. Большое внимание в автономном округе уделяется поддержке и развитию некоммерческих организаций, которых насчитывается более 2 000, в том числе религиозные национальные общественные организации, христианские и мусульманские религиозные организации, общины коренных малочисленных народов Севера.


Югра является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера - ханты, манси и ненцев. Значительная часть автономного округа - 131 населенный пункт - и практически вся межселенная территория отнесены к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, что, безусловно, является уникальной, сильной стороной при брендировании автономного округа.


Югра - один из стратегически важных, ключевых регионов-доноров России, а потому постоянно стремится быть лучшим местом для постоянного проживания людей, развития бизнеса, привлечения инвестиций, повышения уровня гостеприимства. Важен вклад каждого жителя Югры в улучшение жизни в Югре и России.


Концепция разработана на основе изучения зарубежного опыта и практик ряда регионов России при участии исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, автономной некоммерческой организации "Институт комплексного развития регионов", Фонда поддержки предпринимательства Югры, Фонда "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры", Союза "Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Ассоциации народного искусства и дизайна Югры, некоммерческого фонда поддержки и развития народных художественных промыслов и ремесел Югры, социально ориентированной некоммерческой организации "Союз Турпредприятий Югры", федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Югорский государственный университет".



II. Основные понятия, используемые в Концепции


Бренд - уникальный эмоционально-позитивный образ, обусловленный природными, историческими, производственными, социально-культурными и другими особенностями автономного округа, широко известный общественности.


Брендбук - официальный документ, который содержит описание основных элементов идентичности и атрибутов бренда Югры (суть, позиция, миссия, философия, ценности, индивидуальность), а также систематизацию всех идеологических элементов бренда, способы использования бренда на различных уровнях коммуникации, рекомендации по его использованию с целью формирования целостного восприятия бренда потребителями.


Брендинг, геобрендинг - стратегия повышения конкурентоспособности Югры, муниципальных образований Югры с целью завоевания внешних рынков, привлечения инвесторов, туристов, новых жителей и квалифицированных мигрантов.


Имидж Югры - относительно устойчивая и воспроизводящаяся в массовом и (или) индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений об автономном округе, складывающаяся на основе информации, полученной о Югре из различных источников, а также из собственного опыта и впечатлений.


Капитализация бренда, бренд-капитал - совокупность активов, связанных с брендом, которая увеличивает (или уменьшает) ценность товара или услуги, произведенных в Югре.


Креативные технологии - современные способы и методы выработки новых идей, реализация которых будет способствовать укреплению бренда, окажется экономически оправданной.


Маркетинг, территориальный маркетинг, региональный маркетинг, маркетинг мест - экономическая, социокультурная и иная деятельность, основанная на принципах маркетинга, с целью создания, поддержания и (или) изменения отношения и поведения частных лиц и организаций коммерческого и некоммерческого характера относительно Югры.


Позиционирование - деятельность по формированию и поддержанию определенного набора ассоциаций, которые помогают потребителям быстро узнавать и осуществлять выбор Югры из других субъектов Российской Федерации.


Социально значимый проект - один из способов развития гражданского общества, подразумевает участие общества в разработке и принятии решений по улучшению какого-либо общественного аспекта жизни, идея или продукт которого используется в условиях других географических зон или социальных групп.


Экспо-индустрия - отрасль экономики, демонстрирующая и продвигающая достижения индустриализации, научно-технические, технологические, инновационные разработки, историю, традиции и культуру, способствующие улучшению имиджа отраслей автономного округа, страны.


Общероссийская идентичность - это структура самосознания, соединяющая субъективно осознаваемые и переживаемые общечеловеческие ценности, государственные и общекультурные символы, социально-политические установки, отношения, оценки и нормы этнической общности, которые определяют место личности и общности в пространственно-временном континууме культуры.


Югорская идентичность - это мысли и чувства жителя Югры относительно автономного округа, которые формируют его территориальную принадлежность.



III. Текущее состояние сферы территориального маркетинга и брендинга, анализ перспектив и рисков


В соответствии с распоряжением Губернатора автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года" (далее - Стратегия-2030) автономный округ внедряет принципы маркетингового управления, и одним из инструментов реализации Стратегии-2030 является комплексный маркетинг и брендинг Югры.


С ростом глобализации появился новый тип конкуренции - территориальный. Субъекты Российской Федерации конкурируют за привлечение человеческого ресурса и инвесторов. Территориальный маркетинг создает привлекательные условия для проживания людей и ведения предпринимательства в Югре, что является первой причиной внедрения территориального маркетинга и брендинга.


Второй причиной является туризм, способный принести существенные доходы в бюджет Югры и бюджеты муниципальных образований автономного округа. Среди туристов могут быть потенциальные кадры, предприниматели и инвесторы. Позитивные эмоции туристов от пребывания в автономном округе могут положительно сказаться на дальнейшем инфраструктурном развитии Югры.


Третьей причиной для внедрения территориального маркетинга и брендинга является поддержка отечественного производителя. Товар, произведенный в Югре, обладает особой положительной спецификой для покупателя. Развитие рынка товаров и услуг в совокупности с добавленной стоимостью от продвинутого бренда территории способно увеличить доходы как самих производителей, так и государства.


Концепция включает работу по основным направлениям развития территориального маркетинга и брендинга в различных сферах:


1) инвестиционный маркетинг - создание условий для привлечения инвестиций;


2) рыночный маркетинг - продвижение товаров и услуг;


3) туристический маркетинг - привлечение внешних ресурсов;


4) местный маркетинг, ориентированный на повышение привлекательности муниципальных образований автономного округа;


5) административный маркетинг, направленный на улучшение позиции Югры на внутреннем, макрорегиональном, национальном, международном уровнях управления.


При этом в каждой сфере работа направлена на создание условий по улучшению среды для людей, качества товаров, услуг, доступности благ, формированию положительного уникального имиджа Югры и привлечению ресурсов гражданского общества.


Уникальные природные ресурсы, историко-культурное наследие, социально-экономические показатели, которыми обладает автономный округ, сами по себе не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного позиционирования Югры на внутреннем, макрорегиональном, национальном, международном уровнях.


Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии приоритетных проектов и региональной инфраструктуры, широкая информационная поддержка, повышение качества проводимых социально значимых мероприятий, вовлечение в совместную деятельность граждан, обучение и привлечение профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечит повышение конкурентоспособности Югры в средне- и долгосрочной перспективе.


При этом процесс формирования и развития геобрендинга в качестве значимого направления территориальной специализации в настоящее время невозможен без реальной государственной поддержки и активного координирующего участия со стороны исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, являющихся катализаторами формирования государственно-частного партнерства и проектной работы, предусматривающих эффективное взаимодействие всех органов власти, бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных социально значимых проектов и мероприятий, направленных на развитие привлекательности Югры, увеличение конкурентоспособности, повышение интереса к Югре на внутреннем, макрорегиональном, национальном, международном уровнях.


Создание и сопровождение единого бренда Югры рассматривается и как одно из направлений активизации социально-экономического развития муниципального сектора. Технологии геобрендинга позволяют муниципальным образованиям автономного округа привлечь инвесторов, туристов, новых жителей и квалифицированных мигрантов, выйти на новые внешние рынки.


Югра - регион-новатор, задающий вектор движения вперед, не боящийся трудностей, готовый к реализации самых смелых планов, локомотив социально-экономического развития России.


С 2018 года на принципах проектного управления реализуется приоритетный общественный проект "Многовековая Югра" (далее также - Проект), который направлен на развитие гражданского общества путем формирования идентичности жителей Югры с автономным округом и Россией на основе сведений о древней истории родного края, а также современных социально-экономических достижений и перспектив устойчивого развития Югры, что позволит создать востребованный информационный продукт - "История Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", который станет одним из источников как для создаваемой в настоящее время 20-томной "Истории России", так и учебников, учебно-методических пособий по истории Югры для школ, профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования автономного округа. Мероприятия Проекта содействуют формированию образованного, интеллектуального и творчески развитого подрастающего поколения Югры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»