Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Реализация государственной информационной политики на территории Волгоградской области в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, развития информационных ресурсов, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения печатной продукции" на 2019 - 2021 годы (с изменениями на 1 февраля 2022 года)



I. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне


Статья 29 Конституции Российской Федерации определяет право гражданина право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.


Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений является одним из приоритетов обеспечения национальных интересов при развитии информационного общества, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. N 203.


Обеспечение права жителей Волгоградской области на доступ к актуальной и достоверной информации, в том числе о реализации приоритетных направлений экономического и социального развития Волгоградской области, представляет собой одну из важнейших функций органов исполнительной власти Волгоградской области. Вышеуказанная информация также включает информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".


Стратегией государственной информационной политики Волгоградской области до 2020 года, утвержденной постановлением Губернатора Волгоградской области от 11 декабря 2017 г. N 834, определено, что под информационной политикой Волгоградской области понимается комплекс мероприятий, направленных на реализацию права жителей на получение информации.


Одним из важнейших инструментом информирования жителей являются средства массовой информации.


Согласно социологическим исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2018 году, средства массовой информации занимают третье место по индексу доверия к деятельности общественных институтов, уступая только армии и православной церкви.


По данным Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, на территории региона в настоящее время осуществляют деятельность 280 государственных и коммерческих СМИ. Из них 64% - печатные СМИ (газеты и журналы), 18% - радиоканалы и радиопрограммы, 12% - телеканалы и телепрограммы, 6% - информационные агентства и различные сборники.


По данным отраслевых докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, начиная с 2015 года, отечественный рынок печатных СМИ оказался едва ли не в самой сложной ситуации за весь постсоветский период своего развития.


После падения курса национальной валюты на рубеже 2014 - 2015 годов газетная и офсетная бумага отечественного производства в среднем подорожали более чем в 1,5 раза. Почти в 2,5 раза за это время выросли почтовые подписные тарифы на прессу, увеличились цены на полиграфию и логистику. Средняя цена подписки на прессу возросла в 3 раза.


Кризисная ситуация, сложившаяся на рынке печатной прессы, имеет негативные последствия - в частности, снижается доступность газет для населения и, соответственно, уровень информированности жителей региона. По данным Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, в 2017 году прекратили свою деятельность 112 средств массовой информации.


Несмотря на то, что роль печатной прессы в нашей стране изменилась достаточно серьезно, она остается высокой, что позволяет печатным СМИ повсеместно быть одним из наиболее востребованных и удобных информационных продуктов.


Вышеуказанные кризисные явления оказали негативное влияние не только на печатные СМИ, но и на все остальные, включая телевидение, радио, Интернет.


Рост стоимости производства и распространения информационного продукта СМИ в условиях падения доходов требует реализации мер государственной поддержки. Важность поддержки СМИ подчеркивается положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. N 203.


Преодоление проблем, организация всесторонней поддержки средств массовой информации, переход к системному развитию информационного пространства Волгоградской области является базисным основанием для реализации Программы.