Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 8 августа 2018 года N 678


О развитии школьных информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях Забайкальского края



С целью реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 года N 715, приказываю:


1. Утвердить Концепцию развития школьных информационно-библиотечных центров Забайкальского края на 2018 - 2025 годы (приложение 1).


2. Утвердить План мероприятий (дорожную карту) по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях Забайкальского края на 2018 - 2025 годы (далее - План) (приложение 2).


3. Определить ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края" (Б.Б.Дамбаева) ответственным за организационно-методическое сопровождение мероприятий по развитию школьных информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях Забайкальского края на 2018 - 2025 годы.


4. Ответственным исполнителям обеспечить выполнение Плана в соответствии с установленными сроками.


5. Отделу общего, специального образования (Н.Ю.Никифорова) обеспечить:


5.1. Заключение соглашения с Министерством культуры Забайкальского края о совместной деятельности по развитию сети информационно-библиотечных центров, в том числе в общеобразовательных организациях Забайкальского края.


5.2. Информирование органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей государственных образовательных организаций о сроках, формах и предоставлении аналитической информации о проведении мероприятий по исполнению Плана.


6. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:


6.1. Разработать и утвердить муниципальные программы, планы мероприятий по развитию школьных информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях.


6.2. Обеспечить участие образовательных организаций в реализации мероприятий Концепции и Плана развития школьных информационно-библиотечных центров.


6.3. Обеспечить комплектование фондов школьных библиотек электронными изданиями, необходимыми для реализации образовательных программ образовательных организаций, в том числе электронными изданиями гражданско-патриотической направленности, а также электронными информационными и образовательными ресурсами.


6.4. Регулярно размещать на официальных сайтах органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, сайтах муниципальных образовательных организаций информацию о ходе реализации мероприятий.


7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра, начальника Управления общего образования и воспитания Н.М.Шибанову.



Министр
А.А.ТОМСКИХ



Приложение 1



Утверждена
приказом
от 8 августа 2018 г. N 678



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2018 - 2025 ГОДЫ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (далее - ШИБЦ) Забайкальского края на 2018 - 2025 годы (далее - Концепция) разработана в целях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 715.


В концепции определяются цели, задачи, функции, основные проблемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных организаций Забайкальского края на 2018 - 2025 годы.


Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функции школьных библиотек, информационно-библиотечных центров, пути, методы и средства достижения этих целей на основе анализа проблемных направлений деятельности школьных библиотек края и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические, социально-культурные и информационно-технические изменения и их влияние на условия функционирования школьных библиотек.


Концепция разработана с учетом следующих документов:


- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05 2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";


- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";


- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";


- приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";


- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 года N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров";


- постановление Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 N 225 (ред. от 21.05.2018) "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы".



2. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


В современном образовательном пространстве школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения и воспитания, ориентированных на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.


Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.


Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.


В образовательных организациях школьная библиотека становится пространством развития компетентности педагогов и внедрения современных образовательных технологий. Приоритетом профессиональной деятельности педагогов становится создание авторского информационно-образовательного контента, включая: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.


Школьная библиотека в современном образовании становится инфраструктурой для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде.


Социальная роль школьных библиотек определяется следующими направлениями их деятельности:


- концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;


- совершенствованием читательской и речевой культуры приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;


- формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе;


- развитием и совершенствованием коммуникативной культуры за счет расширения социокультурных практик в разных формах образовательной деятельности.


Основными проблемами и противоречиями развития школьных библиотек являются:


- недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной системы;


- низкое качество книжных фондов школьных библиотек, не отвечающее образовательному и социальному заказу;


- несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек возрастающим требованиям современного образования;


- низкий квалификационных уровень кадрового обеспечения школьных библиотек, отсутствие у специалистов навыков работы с использованием ИКТ;


- слабое использование дополнительных возможностей расширения библиотечно-информационных фондов.


На сегодняшний день во всех общеобразовательных организациях Забайкальского края функционируют школьные библиотеки, 576 из которых оснащены персональными компьютерами, 302 из них - с выходом в сеть "Интернет", общее количество посадочных мест - 5 052.


Общий объем фонда книжной литературы составляет 5 371 456 экз., из них учебников - 2 342 2010 экз., учебных пособий 252 738 экз., художественной литературы 2 385 497 экз., справочного материала 136 870 экз.


В образовательных организациях Забайкальского края созданы предпосылки расширения сети ШИБЦ в связи с участием в мероприятиях федеральной целевой программы развития образования в 2016 году по созданию и развитию ШИБЦ.


В Забайкальском крае имеются материально-технические, кадровые ресурсы предоставления доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации основной образовательной программы образовательной организации, в том числе электронным информационным и образовательным ресурсам и изданиям гражданско-патриотической направленности за счет реализации модели централизованного информационно-методического центра (ИМЦ).


В образовательной организации, подключенной к КСПД, развернута локальная сеть. В муниципальных ИБЦ созданы комфортные зоны, оборудованные рабочими местами (компьютерами), локальная сеть оборудуется точками доступа Wi-Fi. Доступ в сеть "Интернет" осуществляется через КСПД. В образовательной организации создаются зоны получения информационных ресурсов во временное пользование, зона получения информации на различных носителях. Зона доступа к государственным информационным ресурсам и ресурсам ограниченного использования организуется за счет категоризации ресурсов. Для учащихся представлен сводный информационный каталог об имеющихся информационных массивах и ресурсах, который постоянно централизованно обновляется.


В 2016 году для реализации мероприятий по пополнению фондов школьных библиотек и созданию школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям, на базе двух структурных подразделений ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края": Центра информационных технологий образования и дистанционного обучения и Информационно-библиотечного отдела создан Региональный информационно-библиотечный центр (РИБЦ). Основными функциями РИБЦ являются научное, информационно-методическое и организационно-технологическое сопровождение развития муниципальных и школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ).