В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02 июня 2009 года N 10, постановляю:
1. Внести в приложение к постановлению Губернатора области от 17.12.2013 N 1390 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области" изменения, изложив его в редакции согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по строительству.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 года и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор области
С.Ю.ОРЛОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование государственной программы Владимирской области | Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области |
Наименование, номер и дата нормативного акта Правительства Российской Федерации, которым утверждена соответствующая по целям программа федерального уровня | |
Ответственный исполнитель программы | Департамент строительства и архитектуры администрации области |
Соисполнители программы (подпрограмм) | Не предусмотрено |
Участники программы | Органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) - по согласованию, юридические лица - по результатам конкурсного отбора |
Подпрограммы программы | Подпрограмма 1 "Обеспечение территорий документацией для осуществления градостроительной деятельности"; подпрограмма 2 "Стимулирование развития жилищного строительства"; подпрограмма 3 "Развитие ипотечного жилищного кредитования"; подпрограмма 4 "Социальное жилье"; подпрограмма 5 "Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области"; подпрограмма 6 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством"; подпрограмма 7 "Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области" |
Цель программы | Повышение доступности жилья для населения Владимирской области |
Задачи программы | - формирование правовых основ для осуществления градостроительной деятельности на территории области; - обеспечение устойчивого роста жилищного строительства для обеспечения потребности населения в доступном жилье; - повышение доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для населения Владимирской области; - государственная поддержка органов местного самоуправления, направленная на обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, договорам найма жилищного фонда социального использования, работников бюджетной сферы служебными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда; - стимулирование спроса на рынке жилья и развитие механизмов адресной поддержки |
Целевые индикаторы и показатели программы | Количество градостроительной документации, приведенной (разработанной) в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации; годовой объем ввода жилья; количество земельных участков, предоставленных (предоставляемых) многодетным семьям, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой; количество выданных ипотечных жилищных кредитов (займов) по сниженным ставкам; общая площадь построенных и приобретенных жилых помещений; количество семей, улучшивших жилищные условия; количество граждан, улучшивших жилищные условия, категории которых установлены законодательством |
Этапы и сроки реализации программы | 2019 - 2025 годы |
Объем бюджетных ассигнований программы (подпрограммы), в том числе по годам и источникам | Общий объем средств из федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников, предусмотренных на реализацию программы (прогнозная оценка), - 11991381,79 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1504332,8 тыс. руб.: - 2019 год - 191570,2 тыс. руб.; - 2020 год - 182808,3 тыс. руб.; - 2021 год - 187808,3 тыс. руб.; - 2022 год - 205848,2 тыс. руб.; - 2023 год - 223570,8 тыс. руб.; - 2024 год - 251886,8 тыс. руб.; - 2025 год - 260840,2 тыс. руб.; средства областного бюджета - 4267292,9 тыс. руб.: - 2019 год - 605946,1 тыс. руб.; - 2020 год - 606728,7 тыс. руб.; - 2021 год - 577346,7 тыс. руб.; - 2022 год - 597156,1 тыс. руб.; - 2023 год - 613359,9 тыс. руб.; - 2024 год - 633825,5 тыс. руб.; - 2025 год - 632929,9 тыс. руб.; средства местного бюджета - 1008761,6 тыс. руб.: - 2019 год - 143696,8 тыс. руб.; - 2020 год - 146796,7 тыс. руб.; - 2021 год - 134133,0 тыс. руб.; - 2022 год - 135091,6 тыс. руб.; - 2023 год - 141732,7 тыс. руб.; - 2024 год - 149859,4 тыс. руб.; - 2025 год - 157451,4 тыс. руб.; внебюджетные источники - 5210994,49 тыс. руб.: - 2019 год - 655288,3 тыс. руб.; - 2020 год - 700288,3 тыс. руб.; - 2021 год - 716697,89 тыс. руб.; - 2022 год - 776739,5 тыс. руб.; - 2023 год - 811956,3 тыс. руб.; - 2024 год - 860958,6 тыс. руб.; - 2025 год - 689065,6 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Обеспечение ввода в эксплуатацию 4609,5 тыс. кв. метров жилья; предоставление поддержки в обеспечении жильем 2586 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; предоставление 1200 ипотечных жилищных кредитов по сниженным ставкам; повышение доступности жилья, выражаемое в снижении коэффициента доступности жилья, до 2,5 лет к 2025 году |
По состоянию на 1 января 2017 года жилищный фонд области составляет более 38,6 млн. кв. м, или в пересчете на 1 жителя - более 27,8 кв. м, что превышает среднероссийские показатели. В то же время значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. В очереди на улучшение жилищных условий состоит 14,1 тыс. семей (2,4% от общего числа семей). Ежегодно только порядка 6% очередников улучшают свои жилищные условия. По состоянию на 01.01.2017 в органах местного самоуправления муниципальных образований, по данным статистической отчетности, в целом по области состоит 14149 тыс. семей, в том числе около 43,3% семей состоит в очереди на жилье 10 лет и более. Коэффициент доступности жилья, измеряемый как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м к среднему годовому доходу семьи из 3 человек, в 2017 году составил 3,43 года.
Массовое жилищное строительство и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования. Необходимо обеспечение территорий документацией для осуществления градостроительной деятельности, приведенной в соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Это является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство.
Прогнозируемая структура ввода жилья во Владимирской области определяет соотношение между строительством многоквартирного жилого фонда и малоэтажного индивидуального жилья в период действия программы как 46% на 54% в среднесрочной перспективе до 2025 года.
Для развития индивидуального жилищного строительства предусматриваются дополнительные меры, направленные на инфраструктурное обеспечение застраиваемых земельных участков.
В целях формирования условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, включая жилищно-строительные кооперативы, планируется оказывать государственную поддержку по данному направлению в виде:
- подбора и льготного предоставления земельных участков на строительство жилых домов;
- подбора проектной документации и подрядной организации;
- оказания содействия при подключении жилых домов к инженерным коммуникациям;
- консультативной поддержки по организации и ведению деятельности кооперативов.
Перечень категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, оснований, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов, а также Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, определяются постановлением администрации Владимирской области от 3 сентября 2012 года N 993.
Активному развитию жилищного строительства в области препятствует:
- недостаточная покупательская и инвестиционная активность в строительстве;
- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
- отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства;
- недостаточная проработанность в муниципальных образованиях документации территориального планирования и градостроительного зонирования;
- наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств;
- неразвитость институтов финансирования некоммерческих форм жилищного строительства.
В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. На основании документов территориального планирования будут определены оптимальные варианты видов развития жилищного строительства по муниципальным образованиям области, исходя из перспектив социально-экономического и демографического развития поселений, с учетом потребностей и предпочтений их населения. Техническая политика в жилищной сфере будет осуществляться на основе разработки и внедрения технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений и связанным с этими требованиями процессам проектирования (включая инженерные изыскания), территориального планирования и планировки территорий, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений, а также к безопасности строительных материалов, изделий, конструкций. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при развитии территорий под жилую застройку. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья.
Приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определены в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне приоритетным проектом "Ипотека и арендное жилье", национальным проектом "Жилье и городская среда", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10.
Основной целью государственной программы является повышение доступности жилья для населения Владимирской области.
Государственная программа предполагает решение следующих задач:
1. Формирование правовых основ для осуществления градостроительной деятельности на территории области (Подпрограмма N 1).
Целевые индикаторы, направленные на решение данной задачи, позволят обеспечить 100-процентное соответствие градостроительной документации требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации к 2021 году.
2. Обеспечение устойчивого роста жилищного строительства для обеспечения потребности населения в доступном жилье (Подпрограмма N 2).
Целевые индикаторы, направленные на решение данной задачи, позволят обеспечить ввод в эксплуатацию 4609,5 тыс. кв. метров жилья.
3. Повышение доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для населения Владимирской области (Подпрограмма N 3).
Целевые индикаторы, направленные на решение данной задачи, позволят обеспечить предоставление 1200 ипотечных жилищных кредитов по сниженным ставкам.
4. Государственная поддержка органов местного самоуправления, направленная на обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, договорам найма жилищного фонда социального использования, работников бюджетной сферы служебными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда (Подпрограмма N 4).
Целевые индикаторы, направленные на решение данной задачи, позволят улучшить жилищные условия 1251 гражданина, признанного в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях.
5. Стимулирование спроса на рынке жилья и развитие механизмов адресной поддержки (подпрограммы N 5, 6, 7).
Целевые индикаторы, направленные на решение данной задачи, позволят предоставить поддержку в обеспечении жильем 2586 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы и подпрограмм, входящих в ее состав, с расшифровкой по годам представлены в приложении N 1 к государственной программе.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения), изменения приоритетов государственной политики в жилищной сфере.
Сроки реализации государственной программы: 2019 - 2025 годы.