(с изменениями на 22 мая 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 N 457, от 22.05.2024 N 204)
В целях реализации мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями), Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 N 457, от 22.05.2024 N 204)
Наименование Программы | Комплексная программа "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан" |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Цели и задачи Программы | Цели: обеспечить увеличение объемов производства товарного молока-сырья и его качества на основе индустриализации; увеличить объемы переработки молока и производства молочной продукции в регионе; развить экспортный потенциал |
Задачи: улучшить качество и обеспечить вывод продукции на новые внешние рынки сбыта; создать условия для формирования механизма развития молочной индустрии; обеспечить модернизацию и структурную трансформацию отрасли | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Доля товарного молока в производстве сырого молока хозяйств всех категорий; товарность молока в сельскохозяйственных организациях; уровень загрузки производственных мощностей действующих молокоперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан; удельный вес племенного поголовья коров в сельскохозяйственных организациях; выход телят на 100 голов коров в сельскохозяйственных организациях; доля модернизированных и индустриализированных молочно-товарных ферм в сельскохозяйственных организациях в общем количестве молочно-товарных ферм республики |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 N 457) | |
Перечень программных мероприятий | Развитие животноводства, переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции молочной отрасли; повышение молочной продуктивности в скотоводстве; предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе; создание и модернизация объектов агропромышленного комплекса, а также приобретение техники и оборудования; организация системы племенного учета (системы IT-идентификации скота) и воспроизводство племенного поголовья с использованием современных биотехнологических методов; создание сервисной инфраструктуры для отрасли молочного скотоводства; покупка высокоценного импортного племенного скота; дифференцированная поддержка на 1 кг реализованного молока; строительство новых мощностей и модернизация производства сухого молока, которые осуществляются путем льготного кредитования по проектам модернизации и нового строительства, предоставления краткосрочных кредитов на закупку сырья для производителей сухого молока и молочной продукции, товарных интервенций для поддержания отрасли переработки молока, налоговых льгот по проектам строительства перерабатывающих предприятий |
Сроки реализации Программы | 2018 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 36,8 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 2,6 млрд. рублей; 2019 год - 3,5 млрд. рублей; 2020 год - 3,8 млрд. рублей; 2021 год - 2,6 млрд. рублей; 2022 год - 5,3 млрд. рублей; 2023 год - 4,8 млрд. рублей; 2024 год - 3,9 млрд. рублей; 2025 год - 3,3 млрд. рублей; 2026 год - 2,1 млрд. рублей; 2027 год - 1,6 млрд. рублей; 2028 год - 1,5 млрд. рублей; 2029 год - 0,9 млрд. рублей; 2030 год - 0,9 млрд. рублей; из них за счет средств: федерального бюджета - 1,3 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,5 млрд. рублей; 2019 год - 0,4 млрд. рублей; 2020 год - 0,4 млрд. рублей; бюджета Республики Башкортостан - 0,6 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,2 млрд. рублей; 2019 год - 0,2 млрд. рублей; 2020 год - 0,2 млрд. рублей; внебюджетных средств - 34,9 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 1,9 млрд. рублей; 2019 год - 2,9 млрд. рублей; 2020 год - 3,2 млрд. рублей; 2021 год - 2,6 млрд. рублей; 2022 год - 5,3 млрд. рублей; 2023 год - 4,8 млрд. рублей; 2024 год - 3,9 млрд. рублей; 2025 год - 3,3 млрд. рублей; 2026 год - 2,1 млрд. рублей; 2027 год - 1,7 млрд. рублей; 2028 год - 1,3 млрд. рублей; 2029 год - 0,9 млрд. рублей; 2030 год - 0,9 млрд. рублей |
Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов всех уровней | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Формирование имиджа Республики Башкортостан как лидера молочной отрасли Российской Федерации; создание конкурентоспособного бренда молочной продукции "Из Башкортостана" ("Продукт Башкортостана", "Сделано в Башкортостане", "Молочные продукты Башкортостана", "Молоко Башкортостана" и других); максимальное насыщение внутреннего рынка республиканской молочной продукцией (доля молочной продукции собственного производства - 80%); экспорт молока и молочной продукции и выход на мировой рынок молокоемких биржевых продуктов (сухого обезжиренного молока и сухого цельного молока, масла, сыров); обеспечение инвестиционной привлекательности молочной отрасли республики; создание более 20 новых индустриальных молочных комплексов с высокотехнологичным циклом производства молочного сырья высокого качества; внедрение эффективного механизма государственной поддержки, обеспечивающего увеличение доходности молочной отрасли; создание до 1000 дополнительных высокопроизводительных рабочих мест; рост средней заработной платы до уровня средней по экономике региона |
Мировое производство молока характеризуется устойчивой динамикой роста. Начиная с 2000 года ежегодный прирост производства молока составляет 10 - 20 млн. т в год. Зарубежные специалисты и аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение производства молока в среднем на 12 - 14 млн. т в год. Основной прирост ожидается в развивающихся странах (Китай, Индия, Пакистан, страны Африки и др.). Наибольший прирост объемов производства молока прогнозируется в странах Европейского союза, США, Китае, Индии, Российской Федерации. Роль и ценность продукции молочной отрасли в питании населения нашей страны так велика, что она не может быть полностью заменена продукцией других отраслей. Нехватка пищевого белка является не только экономической, но и социальной проблемой современного мира. Из-за низкой покупательской способности большинства социальных групп населения и отсутствия платежеспособного спроса сдерживается развитие отраслей животноводства и продолжает сокращаться поголовье молочного скота. При этом на фоне резкого удорожания полноценных белков (за 4 года молочный белок подорожал более чем на 60%) в России образовался дефицит производства полноценных белков. Потребление импортируемых белков животного происхождения в 2016 году составляло 16,8%, и этот дефицит, вероятно, сохранится до 2020 года. Оценивая все виды продукции животного происхождения через выход полноценного белка можно сделать вывод о роли и значении молочной отрасли в формировании продовольственного рынка страны. Недостаточный уровень самообеспечения (3/4 от минимальной потребности) ставит перед отечественным скотоводством новые задачи по интенсивному наращиванию производства молока.
В молочном скотоводстве Российской Федерации общая экономическая ситуация характеризуется прежде всего снижением уровня рентабельности, который не позволяет сегодня вести расширенное воспроизводство. Обусловлено это рядом причин объективного характера: постоянный рост затрат на услуги государственных монополий (горюче-смазочные материалы, электричество) и соответственно рост затратной части, формирующей себестоимость продукции; низкие закупочные цены на продукцию, в том числе в связи конкурентоспособным и хорошо дотируемым иностранными государствами импортом; выросшие из-за череды засух цены на фуражное зерно и соответственно значительное удорожание стоимости кормов; распределение высокого удельного веса прибыли между торговыми сетями и переработчиками, при этом сельскохозяйственные товаропроизводители едва покрывают собственные издержки производства молока; высокие процентные ставки по кредитам.
Все это ведет к тому, что животноводство в достаточно краткосрочной перспективе может стать, а во многих случаях и становится зоной убытка, что в перспективе приведет к оттоку инвестиций из отрасли.
Несмотря на осуществляемую поддержку доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочной отрасли из расчета на 1 килограмм реализованного молока, ежегодно происходит снижение поголовья коров, что свидетельствует о недостаточном выделении бюджетных средств. На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, согласно которому возможно увеличение производства молока в стране до 38,0 - 43,8 млн. т к 2030 году.
Производство молока и молочной продукции в Российской Федерации в 2017 году составило 31,1 млн. т, при этом уровень товарности молока - 68,6%. Таком образом, производство товарного молока составляет только 21,3 млн. т. Наибольший объем товарного молока среди субъектов Российской Федерации в 2017 году был произведен в Республике Татарстан - 1270,89 тыс. т, Краснодарском крае - 998,46 тыс. т, Республике Башкортостан - 715,01 тыс. т.
В 2017 году фактический уровень самообеспеченности молоком и молочными продуктами в Российской Федерации составлял менее 70%.
В 2016 году высокие показатели выхода молока на 100 га сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях отмечены в регионах с развитым молочным животноводством, таких, как: Ленинградская область, Республика Карелия, Владимирская область, Московская область. В данных субъектах значения показателя превышают средние по стране в 12 - 14 раз (приложение N 1 к Программе).
В настоящее время уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) составляет 96,3%, средняя недообеспеченность населения молоком - 366 тыс. т (приложение N 2 к Программе). При этом в отдельных регионах ПФО уровень самообеспеченности существенно различается (приложение N 3 к Программе).
В 7 из 14 регионов ПФО уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией существенно превышает минимальные нормы:
Удмуртская Республика - 485 кг (147%);
Республика Татарстан - 452 кг (137%);
Республика Башкортостан - 425 кг (129%);
Оренбургская область - 380 кг (115%).
В ряде регионов самообеспеченность составляет 40 - 80%, в частности, крупнейшие дефицитные по молоку регионы непосредственно граничат с Республикой Башкортостан:
Челябинская область - 130 кг (39,4%);
Свердловская область - 15 кг (47,3%);
Самарская область - 452 кг (42,4%);
Курганская область - 265 кг (80,3%);
Пермский край - 184 кг (55,8%).
Выгодное территориальное расположение Республики Башкортостан и ее близость к емким рынкам дефицитных по молоку регионов ПФО является положительным фундаментом для формирования и устойчивого развития в республике экспортно ориентированного производства молока и молочной продукции. Общий дефицит молока в соседних с республикой регионах оценивается в 300 - 500 тыс. т (таблица 1).
Производство молока и молокопродуктов в расчете на одного жителя (килограммы в год)
Наименование региона | Годы | ||||||
1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 | |
Республика Башкортостан | 475 | 418 | 374 | 511 | 511 | 445 | 425 |
Удмуртская Республика | 412 | 388 | 345 | 406 | 441 | 475 | 485 |
Республика Татарстан | 419 | 515 | 510 | 500 | 452 | 448 | 452 |
Оренбургская область | 614 | 416 | 335 | 356 | 423 | 399 | 380 |
Курганская область | 787 | 457 | 431 | 341 | 399 | 270 | 265 |
Пермский край | 284 | 222 | 218 | 192 | 180 | 183 | 184 |
Свердловская область | 228 | 166 | 153 | 137 | 128 | 151 | 156 |
Тюменская область | 262 | 184 | 164 | 148 | 175 | 153 | 148 |
Самарская область | 340 | 234 | 184 | 139 | 124 | 137 | 140 |
Челябинская область | 298 | 210 | 167 | 151 | 168 | 133 | 130 |
Поскольку в соседних с Республикой Башкортостан регионах отмечается недостаточный уровень молока и молочной продукции в расчете на душу населения в год, особенно наглядно это прослеживается в Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Челябинской областях, а также в Пермском крае, эти регионы являются потенциальными потребителями (направлениями для расширения рынков сбыта) молока и молочной продукции, произведенной в Республике Башкортостан.
Конкуренцию Республике Башкортостан на региональных рынках сбыта молочной продукции в рамках ПФО к 2025 году могут составить Удмуртская Республика и Республика Татарстан, которые также являются профицитными по молоку регионами и планируют высокие темпы развития молочной отрасли.
Молочное животноводство занимает важнейшее место в сельском хозяйстве Башкортостана. Этому способствуют не только давние традиции, но и природно-географические и погодно-климатические условия.
Согласно данным Башкортостанстата в структуре продукции сельского хозяйства Республики Башкортостан животноводству принадлежит 57% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе молочному скотоводству - 20 - 22%.
Сырьевую базу молочной отрасли Республики Башкортостан обеспечивают 930 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования (сельскохозяйственный производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, крестьянское (фермерское) хозяйство) и более 110 тысяч личных подсобных хозяйств населения. В хозяйствах всех категорий на 1 января 2018 года в республике насчитывалось 423,9 тыс. голов коров. В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 189,5 тыс. голов коров, произведено более 715 тыс. т товарного молока (101% к 2016 году). Таким образом, потенциал реализован на 70% и имеются возможности нарастить производство до 1100 тыс. т.