ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2018 года N 435


Об утверждении комплексной программы "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"

(с изменениями на 22 мая 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 N 457, от 22.05.2024 N 204)




В целях реализации мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями), Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан".


2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 7 сентября 2018 г. N 435



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 N 457, от 22.05.2024 N 204)



ПАСПОРТ Комплексной программы "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"

Наименование Программы

Комплексная программа "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан

Цели и задачи Программы

Цели:

обеспечить увеличение объемов производства товарного молока-сырья и его качества на основе индустриализации;

увеличить объемы переработки молока и производства молочной продукции в регионе;

развить экспортный потенциал

Задачи:

улучшить качество и обеспечить вывод продукции на новые внешние рынки сбыта;

создать условия для формирования механизма развития молочной индустрии;

обеспечить модернизацию и структурную трансформацию отрасли

Целевые индикаторы и показатели Программы

Доля товарного молока в производстве сырого молока хозяйств всех категорий;

товарность молока в сельскохозяйственных организациях;

уровень загрузки производственных мощностей действующих молокоперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан;

удельный вес племенного поголовья коров в сельскохозяйственных организациях;

выход телят на 100 голов коров в сельскохозяйственных организациях;

доля модернизированных и индустриализированных молочно-товарных ферм в сельскохозяйственных организациях в общем количестве молочно-товарных ферм республики

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 N 457)

Перечень программных мероприятий

Развитие животноводства, переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции молочной отрасли;

повышение молочной продуктивности в скотоводстве;

предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе;

создание и модернизация объектов агропромышленного комплекса, а также приобретение техники и оборудования;

организация системы племенного учета (системы IT-идентификации скота) и воспроизводство племенного поголовья с использованием современных биотехнологических методов;

создание сервисной инфраструктуры для отрасли молочного скотоводства;

покупка высокоценного импортного племенного скота;

дифференцированная поддержка на 1 кг реализованного молока;

строительство новых мощностей и модернизация производства сухого молока, которые осуществляются путем льготного кредитования по проектам модернизации и нового строительства, предоставления краткосрочных кредитов на закупку сырья для производителей сухого молока и молочной продукции, товарных интервенций для поддержания отрасли переработки молока, налоговых льгот по проектам строительства перерабатывающих предприятий

Сроки реализации Программы

2018 - 2030 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 36,8 млрд. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 2,6 млрд. рублей;

2019 год - 3,5 млрд. рублей;

2020 год - 3,8 млрд. рублей;

2021 год - 2,6 млрд. рублей;

2022 год - 5,3 млрд. рублей;

2023 год - 4,8 млрд. рублей;

2024 год - 3,9 млрд. рублей;

2025 год - 3,3 млрд. рублей;

2026 год - 2,1 млрд. рублей;

2027 год - 1,6 млрд. рублей;

2028 год - 1,5 млрд. рублей;

2029 год - 0,9 млрд. рублей;

2030 год - 0,9 млрд. рублей;

из них за счет средств:

федерального бюджета - 1,3 млрд. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 0,5 млрд. рублей;

2019 год - 0,4 млрд. рублей;

2020 год - 0,4 млрд. рублей;

бюджета Республики Башкортостан - 0,6 млрд. рублей,

в том числе по годам:

2018 год - 0,2 млрд. рублей;

2019 год - 0,2 млрд. рублей;

2020 год - 0,2 млрд. рублей;

внебюджетных средств - 34,9 млрд. рублей,

в том числе по годам:

2018 год - 1,9 млрд. рублей;

2019 год - 2,9 млрд. рублей;

2020 год - 3,2 млрд. рублей;

2021 год - 2,6 млрд. рублей;

2022 год - 5,3 млрд. рублей;

2023 год - 4,8 млрд. рублей;

2024 год - 3,9 млрд. рублей;

2025 год - 3,3 млрд. рублей;

2026 год - 2,1 млрд. рублей;

2027 год - 1,7 млрд. рублей;

2028 год - 1,3 млрд. рублей;

2029 год - 0,9 млрд. рублей;

2030 год - 0,9 млрд. рублей

Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов всех уровней

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Формирование имиджа Республики Башкортостан как лидера молочной отрасли Российской Федерации;

создание конкурентоспособного бренда молочной продукции "Из Башкортостана" ("Продукт Башкортостана", "Сделано в Башкортостане", "Молочные продукты Башкортостана", "Молоко Башкортостана" и других);

максимальное насыщение внутреннего рынка республиканской молочной продукцией (доля молочной продукции собственного производства - 80%);

экспорт молока и молочной продукции и выход на мировой рынок молокоемких биржевых продуктов (сухого обезжиренного молока и сухого цельного молока, масла, сыров);

обеспечение инвестиционной привлекательности молочной отрасли республики;

создание более 20 новых индустриальных молочных комплексов с высокотехнологичным циклом производства молочного сырья высокого качества;

внедрение эффективного механизма государственной поддержки, обеспечивающего увеличение доходности молочной отрасли;

создание до 1000 дополнительных высокопроизводительных рабочих мест;

рост средней заработной платы до уровня средней по экономике региона



1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



1.1. Анализ состояния молочного рынка страны и близлежащих регионов


Мировое производство молока характеризуется устойчивой динамикой роста. Начиная с 2000 года ежегодный прирост производства молока составляет 10 - 20 млн. т в год. Зарубежные специалисты и аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение производства молока в среднем на 12 - 14 млн. т в год. Основной прирост ожидается в развивающихся странах (Китай, Индия, Пакистан, страны Африки и др.). Наибольший прирост объемов производства молока прогнозируется в странах Европейского союза, США, Китае, Индии, Российской Федерации. Роль и ценность продукции молочной отрасли в питании населения нашей страны так велика, что она не может быть полностью заменена продукцией других отраслей. Нехватка пищевого белка является не только экономической, но и социальной проблемой современного мира. Из-за низкой покупательской способности большинства социальных групп населения и отсутствия платежеспособного спроса сдерживается развитие отраслей животноводства и продолжает сокращаться поголовье молочного скота. При этом на фоне резкого удорожания полноценных белков (за 4 года молочный белок подорожал более чем на 60%) в России образовался дефицит производства полноценных белков. Потребление импортируемых белков животного происхождения в 2016 году составляло 16,8%, и этот дефицит, вероятно, сохранится до 2020 года. Оценивая все виды продукции животного происхождения через выход полноценного белка можно сделать вывод о роли и значении молочной отрасли в формировании продовольственного рынка страны. Недостаточный уровень самообеспечения (3/4 от минимальной потребности) ставит перед отечественным скотоводством новые задачи по интенсивному наращиванию производства молока.


В молочном скотоводстве Российской Федерации общая экономическая ситуация характеризуется прежде всего снижением уровня рентабельности, который не позволяет сегодня вести расширенное воспроизводство. Обусловлено это рядом причин объективного характера: постоянный рост затрат на услуги государственных монополий (горюче-смазочные материалы, электричество) и соответственно рост затратной части, формирующей себестоимость продукции; низкие закупочные цены на продукцию, в том числе в связи конкурентоспособным и хорошо дотируемым иностранными государствами импортом; выросшие из-за череды засух цены на фуражное зерно и соответственно значительное удорожание стоимости кормов; распределение высокого удельного веса прибыли между торговыми сетями и переработчиками, при этом сельскохозяйственные товаропроизводители едва покрывают собственные издержки производства молока; высокие процентные ставки по кредитам.


Все это ведет к тому, что животноводство в достаточно краткосрочной перспективе может стать, а во многих случаях и становится зоной убытка, что в перспективе приведет к оттоку инвестиций из отрасли.


Несмотря на осуществляемую поддержку доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочной отрасли из расчета на 1 килограмм реализованного молока, ежегодно происходит снижение поголовья коров, что свидетельствует о недостаточном выделении бюджетных средств. На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, согласно которому возможно увеличение производства молока в стране до 38,0 - 43,8 млн. т к 2030 году.


Производство молока и молочной продукции в Российской Федерации в 2017 году составило 31,1 млн. т, при этом уровень товарности молока - 68,6%. Таком образом, производство товарного молока составляет только 21,3 млн. т. Наибольший объем товарного молока среди субъектов Российской Федерации в 2017 году был произведен в Республике Татарстан - 1270,89 тыс. т, Краснодарском крае - 998,46 тыс. т, Республике Башкортостан - 715,01 тыс. т.


В 2017 году фактический уровень самообеспеченности молоком и молочными продуктами в Российской Федерации составлял менее 70%.


В 2016 году высокие показатели выхода молока на 100 га сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях отмечены в регионах с развитым молочным животноводством, таких, как: Ленинградская область, Республика Карелия, Владимирская область, Московская область. В данных субъектах значения показателя превышают средние по стране в 12 - 14 раз (приложение N 1 к Программе).


В настоящее время уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) составляет 96,3%, средняя недообеспеченность населения молоком - 366 тыс. т (приложение N 2 к Программе). При этом в отдельных регионах ПФО уровень самообеспеченности существенно различается (приложение N 3 к Программе).


В 7 из 14 регионов ПФО уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией существенно превышает минимальные нормы:


Удмуртская Республика - 485 кг (147%);


Республика Татарстан - 452 кг (137%);


Республика Башкортостан - 425 кг (129%);


Оренбургская область - 380 кг (115%).


В ряде регионов самообеспеченность составляет 40 - 80%, в частности, крупнейшие дефицитные по молоку регионы непосредственно граничат с Республикой Башкортостан:


Челябинская область - 130 кг (39,4%);


Свердловская область - 15 кг (47,3%);


Самарская область - 452 кг (42,4%);


Курганская область - 265 кг (80,3%);


Пермский край - 184 кг (55,8%).


Выгодное территориальное расположение Республики Башкортостан и ее близость к емким рынкам дефицитных по молоку регионов ПФО является положительным фундаментом для формирования и устойчивого развития в республике экспортно ориентированного производства молока и молочной продукции. Общий дефицит молока в соседних с республикой регионах оценивается в 300 - 500 тыс. т (таблица 1).



Таблица 1



Производство молока и молокопродуктов в расчете на одного жителя (килограммы в год)

Наименование региона

Годы

1990

1995

2000

2005

2010

2015

2016

Республика Башкортостан

475

418

374

511

511

445

425

Удмуртская Республика

412

388

345

406

441

475

485

Республика Татарстан

419

515

510

500

452

448

452

Оренбургская область

614

416

335

356

423

399

380

Курганская область

787

457

431

341

399

270

265

Пермский край

284

222

218

192

180

183

184

Свердловская область

228

166

153

137

128

151

156

Тюменская область

262

184

164

148

175

153

148

Самарская область

340

234

184

139

124

137

140

Челябинская область

298

210

167

151

168

133

130


Поскольку в соседних с Республикой Башкортостан регионах отмечается недостаточный уровень молока и молочной продукции в расчете на душу населения в год, особенно наглядно это прослеживается в Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Челябинской областях, а также в Пермском крае, эти регионы являются потенциальными потребителями (направлениями для расширения рынков сбыта) молока и молочной продукции, произведенной в Республике Башкортостан.


Конкуренцию Республике Башкортостан на региональных рынках сбыта молочной продукции в рамках ПФО к 2025 году могут составить Удмуртская Республика и Республика Татарстан, которые также являются профицитными по молоку регионами и планируют высокие темпы развития молочной отрасли.



1.2. Анализ сырьевой базы молочной отрасли Республики Башкортостан


Молочное животноводство занимает важнейшее место в сельском хозяйстве Башкортостана. Этому способствуют не только давние традиции, но и природно-географические и погодно-климатические условия.


Согласно данным Башкортостанстата в структуре продукции сельского хозяйства Республики Башкортостан животноводству принадлежит 57% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе молочному скотоводству - 20 - 22%.


Сырьевую базу молочной отрасли Республики Башкортостан обеспечивают 930 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования (сельскохозяйственный производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, крестьянское (фермерское) хозяйство) и более 110 тысяч личных подсобных хозяйств населения. В хозяйствах всех категорий на 1 января 2018 года в республике насчитывалось 423,9 тыс. голов коров. В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 189,5 тыс. голов коров, произведено более 715 тыс. т товарного молока (101% к 2016 году). Таким образом, потенциал реализован на 70% и имеются возможности нарастить производство до 1100 тыс. т.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»