УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ

ПРИКАЗ

от 22 августа 2018 года N 226

О Концепции развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае на период до 2022 года



В целях сохранения и развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае приказываю:


1. Утвердить прилагаемые:


Концепцию развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае на период до 2022 года (далее - "Концепция");


план мероприятий на 2018 - 2022 годы по реализации Концепции.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере художественного образования.


3. Контроль исполнения приказа возложить на временно исполняющего обязанности заместителя начальника управления, начальника отдела библиотек, искусств и народного творчества Бочарова А.Ю.



Временно исполняющий обязанности
начальника управления
Е.Е.БЕЗРУКОВА



Утверждена
Приказом
управления Алтайского края
по культуре и архивному делу
от 22 августа 2018 г. N 226



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2022 ГОДА



1. Общие положения


Сложившаяся в России уникальная трехступенчатая система художественного образования (детская школа искусств - профильный колледж - творческий вуз), не имеющая аналогов в мировом образовательном пространстве, основана на преемственности образовательных программ в области искусств и направлена на подготовку профессиональных кадров для отрасли культуры.


Алтайский край располагает достаточными ресурсами для сохранения и развития системы непрерывного художественного образования: развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений отрасли культуры, высокий кадровый потенциал, система мер и творческих мероприятий, направленных на выявление и профессиональную поддержку перспективных детей, в том числе в рамках деятельности Регионального центра по поддержке одаренных детей и молодежи, созданного на базе КГБПОУ "Алтайский государственный музыкальный колледж". Достижения воспитанников алтайской педагогической школы признаны на российском и международном уровне.


Обеспечена стабильная работа по координации и методическому обеспечению деятельности образовательных учреждений в системе непрерывного образования в области искусств, осуществляемая КГБУ "Алтайский краевой учебно-методический центр по художественному образованию".


Вместе с тем сфера художественного образования Алтайского края нуждается в модернизации, в первую очередь, основного (базового) звена данной системы - детских школ искусств, которая позволит максимально раскрыть творческий потенциал Алтайского края.


С этой целью и во исполнение решения коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 08.07.2017 N 16 и Плана мероприятий ("дорожной карты") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 - 2022 годы, утвержденного Министерством культуры Российской Федерации 24.01.2018, разработана Концепция развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае на период до 2022 года (далее - Концепция).


В Концепции учтены положения следующих правовых актов, определивших направления реформирования российской системы образования:


Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012);


Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении основ государственной культурной политики";


Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 722-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года";


приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 N 11);


Программа развития российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утверждена Министром культуры Российской Федерации 29.12.2014);


распоряжение Администрации Алтайского края от 22.09.2015 N 267-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и плана мероприятий на 2015 - 2020 годы".


В Концепции представлен анализ современного состояния художественного образования Алтайского края, сформулированы цели и задачи, определены основные направления его устойчивого развития на период до 2022 года, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.



2. Современное состояние системы художественного образования Алтайского края



2.1. Детские школы искусств


Основой системы непрерывного художественного образования, зародившейся в конце XIX века, являются детские школы искусств (далее - ДШИ). Обучение детей в ДШИ различным видам искусств осуществляется посредством многолетнего упорядоченного учебного процесса с системой контроля за качеством получаемого детьми образования.


Главная задача ДШИ - сформировать у обучающихся обязательный объем знаний, умений и навыков, необходимый для их дальнейшего профессионального становления (обучения по выбранному виду искусства в профильных профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования с целью обеспечения отрасли культуры высокопрофессиональным творческим кадрами), либо пополнения рядов грамотной зрительской аудитории театров, концертных и выставочных залов.


С этой целью во всех ДШИ Алтайского края в качестве основных реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы на основе единых для всей страны федеральных государственных требований к их реализации (далее - ФГТ), утвержденных Министерством культуры Российской Федерации.


ФГТ обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства, преемственность образовательных программ в рамках системы профессионального образования, государственные гарантии уровня и качества образования в области искусств.


В Алтайском крае работают 89 муниципальных ДШИ по видам искусств (21 детская музыкальная школа, 64 ДШИ, 4 детские художественные школы), 2 ДШИ при профессиональных образовательных организациях и ДШИ при ФГБОУ ВО "Алтайский государственный институт культуры" с общим контингентом обучающихся 26762 человека, что составляет 11,4% от общего количества детей в возрасте от 7 до 15 лет в крае.


Образовательный процесс в ДШИ осуществляют 1986 педагогических работников (1703 преподавателя, 86 концертмейстеров и 197 руководителей). Доля педагогических работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, остается стабильной на протяжении последних трех лет и составляет 99% от общего числа педагогических работников.


Методическая работа ведется в рамках деятельности 11 зональных методических объединений ДШИ, сформированных по территориальному принципу. В каждом объединении определена опорная ДШИ из числа ведущих школ края.


Особенностью системы художественного образования края является преобладание сельских ДШИ, которые составляют 73% от общего числа школ. В них обучается 47% от общего числа обучающихся в ДШИ края. Большую долю составляют школы с контингентом от 50 до 200 учащихся. В связи с оптимизацией сети муниципальных учреждений культуры контингент 5 сельских ДШИ составил от 500 до 900 обучающихся, 3 ДШИ на протяжении многих лет остаются малокомплектными (менее 50 человек).


Содержательную основу обучения в ДШИ составляет освоение следующих видов искусства: изобразительное, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, театральное.


Наиболее востребованными направлениями обучения в ДШИ края являются: изобразительное искусство (23% от общего количества обучающихся), фортепиано (19%) и хореография (15%), народные инструменты (14%). Более половины ДШИ реализуют образовательные программы раннего эстетического развития.


По предпрофессиональным программам обучается 12284 человека (46% от общего числа обучающихся в ДШИ или 5,2% от общего количества детей в возрасте от 7 до 15 лет в регионе). На реализацию предпрофессиональных программ в рамках муниципальных заданий для ДШИ края направляется 45% от общего объема финансовых средств.


В 27 ДШИ (29%) разработаны адаптированные образовательные программы для 70 детей с учетом ограниченных возможностей здоровья (нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, ДЦП, нарушения аутистического характера). Доля адаптированных программ составляет 0,2% от общего числа образовательных программ, реализуемых в ДШИ края.


Сохранность контингента является одним из основных показателей эффективности деятельности ДШИ. Отсев обучающихся ежегодно сокращается (в 2017 году - менее 3% от общего числа обучающихся). Наблюдается положительная динамика по сохранности контингента ДШИ с первого по выпускной класс: в 2015 году - 46%, в 2016, 2017 годах - 47%.


Доля выпускников, поступивших после окончания ДШИ в профессиональные образовательные учреждения соответствующего профиля, составляет в среднем 10 - 11% от общего количества выпускников (в 2017 году - 10,9%).


Важной частью образовательного процесса является творческая деятельность, которой охвачен весь контингент обучающихся в ДШИ. В 57 (64%) ДШИ созданы творческие коллективы - оркестры, ансамбли народных, духовых и ударных, струнных инструментов, хоровые коллективы.


В конкурсах и фестивалях различного уровня (от школьного до всероссийского) ежегодно принимают участие 69% обучающихся в ДШИ края.


Целевой показатель "Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей Алтайского края (от 5 до 17 лет)" в 2017 году составил 7,9%, что превышает установленный Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 целевой показатель - 7%.


Качество реализации образовательных программ обеспечивается сетевым взаимодействием ДШИ с профессиональными образовательными организациями, учреждениями высшего образования, а также учреждениями культуры посредством организации совместных культурно-просветительских мероприятий, мастер-классов, творческих школ, консультаций ведущих преподавателей образовательных организаций отрасли культуры.


В рамках сетевого взаимодействия решаются задачи повышения качества труда педагогических работников, уровня исполнительства одаренных детей, создания благоприятных условий для профессионального и творческого развития детей с учетом индивидуального потенциала и потребностей каждого ребенка (дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), одаренные дети, дети из неблагополучных семей). Развиваются дистанционные формы взаимодействия: краткосрочные курсы и дистанционные формы обучения детей. Более 15% ДШИ являются базами практики для студентов профессиональных образовательных учреждений и вуза культуры края.



2.2. Профессиональные образовательные организации


Среднее звено системы непрерывного художественного образования края представлено профессиональными образовательными организациями (далее - ПОО), подведомственными управлению Алтайского края по культуре и архивному делу: КГБПОУ "Алтайский краевой колледж культуры и искусств", КГБПОУ "Алтайский государственный музыкальный колледж" с филиалами в городах Бийске и Рубцовске, КГБ ПОУ "Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)" с общим контингентом обучающихся 990 человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»