АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 сентября 2015 года N 267-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]


1 Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года.

2. Утвердить прилагаемый План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (далее - "план").

3. Исполнительным органам государственной власти Алтайского края принять меры по организации выполнения плана.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН






Утверждена
Распоряжением
Администрации Алтайского края
от 22 сентября 2015 года N 267-р

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 1. Введение


Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (далее - "Концепция") разработана:

в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

во исполнение указов Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Настоящая Концепция учитывает конкурентные преимущества имеющегося инновационного потенциала, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, а также направлена на перевод системы дополнительного образования на качественно новый уровень, который позволит формировать творческую, социально зрелую, физически здоровую личность, призвана стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности и успешности молодых людей, проживающих в Алтайском крае.

Принятие и реализация управленческих решений по развитию региональной системы дополнительного образования детей позволит создать условия для эффективного взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций образования, культуры и спорта, средств массовой информации и общественных объединений в сфере дополнительного образования детей.


2. Современное состояние и проблемы дополнительного образования в Алтайском крае


В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы, подростков и молодежи, использующих образовательные ресурсы сети "Интернет". Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями.

Проблемами дополнительного образования детей остаются:

отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, что не позволяет в полном объеме предоставлять услуги достойного качества и эффективно расходовать средства бюджетов всех уровней, а также ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства;

отставание инфраструктуры от современных требований и острый дефицит в новом оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, оснащении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;

медленное обновление содержания дополнительного образования детей, в то время как требования современной инновационной экономики, запрос рынка труда и социальный заказ требуют расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ.

Кроме того, наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.

Система дополнительного образования детей в Алтайском крае не только сохранена, но и активно развивается. На 01.01.2015 сеть организаций дополнительного образования детей Алтайского края включает 319 государственных и муниципальных организаций различной ведомственной принадлежности: 157 - подведомственные организации Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, 115 - организации, подведомственные управлению Алтайского края по культуре и архивному делу, 47 - организации, подведомственные управлению Алтайского края по физической культуре и спорту. Кроме того, 102 негосударственные организации, работающие в сфере дополнительного образования.

Особенность региона заключается в наличии большого числа малокомплектных школ, что обусловлено структурой населения (45,2% жители сельских населенных пунктов). В сельской местности расположено 55,2% организаций дополнительного образования.

Количество детей, занятых в организациях дополнительного образования, более 164 тыс. человек, в том числе в организациях культуры - 15,7%, в организациях спорта - 15,7%, в организациях образования - 68,6%, в основном это дети, проживающие в городах, - 62,1%. Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято 62% детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего числа детей этого возраста, что на 3,3% выше, чем в среднем по России (в 2013 году - 59%).

Система дополнительного образования Алтайского края характеризуется самобытностью и результативностью. В крае реализуется более 60 региональных программ и проектов, направленных на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. Ведущими направлениями по выбранным программам дополнительного образования детей в Алтайском крае в 2012 - 2014 годах в государственном секторе являются художественно-творческое и спортивное. В частном секторе - программы, связанные с обучением иностранным языкам, школы раннего развития, в некоммерческом секторе - проекты и программы, связанные с навыками социального проектирования, экологическим просвещением.

Сегодня учебное заведение не единственный источник получения дополнительного образования. Развиваются сетевые и кластерные формы организации образовательного процесса. Большую популярность у детей приобретает участие в инновационных образовательных проектах, краткосрочных дополнительных образовательных программах, дистанционных образовательных курсах. Рост заинтересованности семей и детей дополнительным образованием обусловливает увеличение негосударственных организаций. Задачи социализации, подготовки учащихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях реализуют и общественные организации.

В организациях дополнительного образования насчитывается 7465 педагогических работников, в том числе в организациях культуры - 25%, спорта - 12%, образования - 65%. Развитие профессиональной компетентности работников дополнительного образования осуществляется в рамках профессиональных конкурсов педагогов дополнительного образования, краевого учебно-методического объединения, краевого совета руководителей организаций дополнительного образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров по дополнительному образованию осуществляются на базе педагогических вузов края и КГБУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" (далее - АКИПКРО).

Вместе с тем существует ряд факторов, препятствующих эффективному развитию дополнительного образования детей в Алтайском крае:

недостаточная сформированность финансовых механизмов развития системы дополнительного образования детей;

отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов (требований) к реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и единой системы государственной и независимой оценки качества услуг дополнительного образования детей;

незначительное влияние государственных и муниципальных заданий на повышение качества услуг и обеспечение регионального заказа на развитие образовательных программ в области научно-технического творчества, экологии, сельского хозяйства и туризма;

слабо выраженное взаимодействие между образовательными организациями в решении общих задач как важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства;

недостаточный уровень развития материально-технической базы организаций дополнительного образования, отсутствие доступной среды для детей-инвалидов, оснащенности информационно-коммуникационными ресурсами;

возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов, связанный с обновлением содержания дополнительного образования детей.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставление дополнительного образования детей относится к компетенции регионального уровня. С учетом сложившейся в Алтайском крае экономической, социальной, демографической ситуации развитие сферы дополнительного образования возможно при условии построения эффективной организационной модели системы дополнительного образования без задействования значительных дополнительных бюджетных ресурсов.

Развитие региона неотъемлемо связано с процессами перехода от индустриального к постиндустриальному пространству, которые переживает российское общество. Экономическое, социальное, культурное, общественное изменение Алтайского края требует от системы дополнительного образования безусловного обеспечения права на усовершенствование и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечила бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, вводится понятие "открытого образования", которое несет кардинальное изменение свойств системы образования в направлении большей свободы при планировании, выборе места, времени и темпа обучения.

Модернизация региональной системы дополнительного образования детей должна сохранить лучший опыт и традиции. Вместе с тем, курс на все большую ее открытость, структурные и содержательные преобразования должны стать важным фактором социально-экономического развития региона, формирования и сохранения культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Алтайского края, улучшения качества жизни населения.


3. Цели, задачи и основные принципы развития дополнительного образования детей в Алтайском крае


Цели Концепции:

обеспечение прав детей на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

формирование эффективных механизмов государственно-общественного, межведомственного управления системой дополнительного образования детей;

обеспечение высокого качества услуг дополнительного образования детей, полноты и объема информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах для семей с детьми;

расширение потенциала дополнительных общеобразовательных программ, создание и реализация вариативных программ на основе сетевого взаимодействия, электронного обучения и дистанционных технологий, постоянное обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ;

поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежи, молодежного предпринимательства;

формирование государственного (муниципального) задания с учетом государственного и социального заказа для обновления содержания образования с учетом особенностей региона, специфики социокультурных, географических ресурсов Алтайского края по перспективным направлениям дополнительного образования: культурно-познавательный, событийный, экологический, сельский, активный туризм, научно-техническое творчество, робототехника, предпрофессиональная подготовка по сельскохозяйственному и лесохозяйственному профилю;

модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей, развитие техносферы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей;

совершенствование финансово-экономических механизмов реализации услуг дополнительного образования детей;

расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования, развитие государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.

Основные принципы:

доступность качественного дополнительного образования детей для всех социальных групп населения независимо от места проживания;

преемственность и непрерывность образования, предполагающие ориентацию системы дополнительного образования детей на различные возрастные категории обучающихся, повышенный уровень и широту образовательной подготовки на каждом этапе развития ребенка;

открытость образования, предоставление любому учащемуся права выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, возможность получать образовательные услуги, соответствующие траектории личностного развития, требованиям рынка труда и социальным потребностям;

приоритетность программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (одаренные и мотивированные дети, дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);

государственно-общественный характер управления системой дополнительного образования, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;

обеспечение информационной прозрачности, предоставления доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;

обновляемость содержания дополнительного образования по мере научно-технического развития человечества, изменения региональных приоритетов;

принцип развития сферы дополнительного образования детей как инвестиционно привлекательной и инновационной, использующей многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их применения;

партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей с детьми;

межведомственная и межуровневая интеграция, сетевое взаимодействие, использование культурных, природных, исторических ресурсов региона.


4. Региональная модель развития дополнительного образования детей


 4.1. Государственный и социальный заказ на дополнительное образование детей в Алтайском крае


Государственный и социальный заказ на дополнительное образование детей в Алтайском крае предусматривает:

формирование государственного (муниципального) задания с учетом особенностей региона, специфики социокультурных, географических ресурсов Алтайского края;

поддержку образовательных организаций, в том числе в сфере культуры и спорта, негосударственных образовательных и общественных организаций, специализирующихся на работе с детьми, нуждающимися в особой заботе общества и государства, реализующих программы и проекты по приоритетным направлениям.

Региональная модель дополнительного образования детей базируется на образовательной программе как на основной единице системы дополнительного образования. Под образовательной программой в дополнительном образовании подразумевается комплекс образовательных событий, объединенных единой тематикой и организационной формой, предполагающих целостный образовательный результат для обучающегося. Приоритетом этой модели является возможность развития сетевых форм при реализации образовательных программ, внедрение вариативных моделей финансирования дополнительного образования детей, в том числе сертификата на услуги дополнительного образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»