РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июля 2018 года N 531-рп
О Концепции формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2020 года
В целях создания в Иркутской области комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, и детей группы риска в возрасте от рождения до четырех лет, формирования и развития системы ранней помощи указанным категориям детей и их семьям, в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Одобрить Концепцию формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") по формированию и развитию системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2020 года (далее - План) (прилагается).
3. Определить органом, ответственным за организацию и координацию межведомственного и межсекторного взаимодействия по формированию и развитию системы ранней помощи в Иркутской области в соответствии с Концепцией, министерство здравоохранения Иркутской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, негосударственным организациям, осуществляющим деятельность в сфере предоставления услуг ранней помощи в Иркутской области, учитывать в своей деятельности положения Концепции и Плана.
5. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная".
Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель
Правительства Иркутской области
Р.Н.БОЛОТОВ
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ИМЕЮЩИМ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ДЕТЯМ ГРУППЫ РИСКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р (далее - Концепция РФ), и определяет основные направления формирования и развития в Иркутской области системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска и их семьям в возрасте от рождения до четырех лет.
Необходимость развития ранней помощи обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из группы риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
"дети целевой группы" - дети от рождения до четырех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;
"дети группы риска" - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
"межведомственное взаимодействие" - осуществляемое в целях предоставления услуг ранней помощи взаимодействие, в том числе по вопросам обмена документами и информацией, между органами государственной власти, органами местного самоуправления и подведомственными указанным органам организациями, участвующими в предоставлении услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
"межсекторное взаимодействие" - осуществляемое в целях предоставления услуг ранней помощи взаимодействие, в том числе по вопросам обмена документами и информацией, между органами государственной власти, органами местного самоуправления, подведомственными указанным органам организациями, участвующими в предоставлении услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям, а также негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям в Иркутской области.
Иные термины и понятия, используемые в рамках настоящей Концепции, применяются в значениях, определенных Концепцией РФ и методическими рекомендациями по обеспечению услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (по состоянию на 16 апреля 2018 года).
По данным статистической отчетности, на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2018 года проживает 11905 детей, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности, относящихся к категории детей-инвалидов, что составляет 2,08% от численности детского населения (на 1 января 2017 года данный показатель составлял 2,2%).
Следует отметить, что 88,5% детей от общего количества детей-инвалидов проживают в семьях, 8,8% - в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2,7% - в замещающих семьях.
При соотношении числа детей с впервые установленной инвалидностью в зависимости от возраста 38,3% - приходится на детей в возрасте от рождения до четырех лет, 32% - на детей от пяти до девяти лет и 29,5% - на все оставшиеся возрастные группы детского населения.
Анализ сложившейся в Иркутской области практики формирования системы ранней помощи семьям с детьми целевой группы показывает следующее.
Начали активно развиваться службы сопровождения и социального обслуживания семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья: функционируют два реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; открываются отделения дневного пребывания; комплексные центры социального обслуживания населения определены организациями - операторами системы социального сопровождения семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов; развивается система социального обслуживания семей с детьми-инвалидами на дому; ведется системная подготовка специалистов, оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; постоянно совершенствуются и развиваются применяемые методики и технологии работы.
Однако, несмотря на принимаемые меры, необходимо констатировать, что практика работы с семьями с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до четырех лет является еще слабо развитой.
По-прежнему остаются острыми такие проблемы, как:
доступность услуг ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до четырех лет;
подготовка специалистов для предоставления квалифицированной помощи семье, столкнувшейся с проблемами развития ребенка;
отсутствие разработанных программ обучения родителей навыкам ухода, развития и воспитания ребенка в зависимости от проблемы развития ребенка;
отсутствие развитой инфраструктуры служб ранней помощи во всех муниципальных образованиях Иркутской области.
В целях организации специального воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности, в системе дошкольного образования Иркутской области создаются условия для развития данной категории детей.
На территории Иркутской области реализуются программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, созданы условия для развития детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми речевыми нарушениями, задержкой психического развития, в том числе для детей, имеющих нарушения интеллектуального развития.
По состоянию на 1 января 2018 года охвачено услугами дошкольного образования 9788 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1225 детей-инвалидов. В системе дошкольного образования в Иркутской области для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования функционирует 515 групп компенсирующей направленности, 65 групп оздоровительной направленности и 96 групп комбинированной направленности. Следует отметить, что в сравнении с 2016 годом отмечается увеличение групп общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных организациях в Иркутской области на 3,6%, и количество воспитанников на 8,2%.
В указанных группах воспитывается 118 детей с ограниченными возможностями здоровья и 544 ребенка-инвалида.
В муниципальных образованиях Иркутской области функционирует 196 консультационных центров, что выше показателя 2014 - 2015 годов на 20,9%. Ежегодно охватывается услугами консультационных центров около 2500 детей в возрасте от рождения до четырех лет.
В соответствии с Положением о размере и порядке выплаты компенсации родителям (законным представителям) детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 мая 2015 года N 219-пп, законным представителям, осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, выплачивается компенсация, возмещающая затраты по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому.
По-прежнему остаются острыми следующие проблемы:
доступность услуг ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до четырех лет;
подготовка специалистов для предоставления квалифицированной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
отсутствие вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей;
отсутствие развитой инфраструктуры служб ранней помощи во всех муниципальных образованиях Иркутской области;
неготовность родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, к интеграции детей в дошкольные образовательные организации.
В сфере здравоохранения медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в городских поликлиниках, районных больницах по месту прикрепления ребенка.
Целями поликлинического этапа медицинской реабилитации являются:
выполнение индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации и абилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
проведение разъяснительной работы среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей о средствах и методах восстановления и укрепления, поддержания здоровья ребенка.
На базе трех перинатальных центров в Иркутской области функционируют амбулаторные отделения для детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации. Наблюдение осуществляется неонатологом, педиатром и неврологом, проводится подбор питания детям, профилактика рахита, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, оценка нервно-психического развития по оценочной шкале, подбор индивидуальной программы реабилитации и лечения, обучение и демонстрация приемов стимулирования познавательной и других видов деятельности ребенка, терапия заболеваний.
С 2017 года функционирует отделение медицинской реабилитации для детей и подростков Иркутской области областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Ангарская городская детская больница N 1", в составе которого функционирует 50 коек медицинской реабилитации, проводится междисциплинарная оценка основных областей развития детей, в том числе младенческого и раннего возраста, с выявленными нарушениями в развитии (познавательные, социально-эмоциональные, двигательные, коммуникативные, нарушения речевой сферы, навыков самообслуживания). Комплексные программы развития детей раннего возраста включают консультирование, тренинги и практические занятия с родителями по формированию компетенций в вопросах воспитания и развития детей целевой группы.