ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 3 июля 2018 года 2043-З N 1645-V


Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)

(с изменениями на 23 марта 2023 года)

(в ред. Закона РС(Я) от 23.03.2023 2612-З N 1135-VI)



Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 03.07.2018 З N 1646-V



Настоящий Закон в целях охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, сохранения окружающей среды, сохранения традиционного образа жизни народов Республики Саха (Якутия), предупреждения экологического вреда, обеспечения экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия) устанавливает основы правового регулирования взаимодействия недропользователей и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов Севера и граждан посредством оценки их социальной ответственности в сфере недропользования.



Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


1) ответственное недропользование - недропользование с учетом интересов общества и государства, предполагающее принятие дополнительных мер для социально-экономического и иного развития соответствующей территории деятельности недропользователя, муниципального образования, Республики Саха (Якутия), осуществление добровольных и благотворительных мероприятий в области экологии и социального развития, ориентирование компаний на финансовую эффективность в долгосрочной перспективе при условии строгого соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия), природоохранных стандартов и норм, принятия мер по минимизации воздействия промышленного производства и недропользования на природную среду, предупреждению и предотвращению экологических происшествий и катастроф;


2) социальная эффективность недропользователей - показатель, позволяющий оценить деятельность недропользователей с учетом интересов граждан, постоянно проживающих на территориях деятельности недропользователей;


3) соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития - соглашение, заключенное между недропользователем и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, общинами коренных малочисленных народов Севера и гражданами о развитии инфраструктуры соответствующей территории, создании рабочих мест, об обучении, о профессиональной подготовке и трудоустройстве граждан, постоянно проживающих на территории деятельности недропользователя, об участии в благотворительных, социальных, экологических, культурных и иных проектах органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, а также о создании органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления благоприятных условий для эффективной деятельности недропользователя;


4) экологический отчет - ежегодный публичный отчет недропользователя о состоянии окружающей среды на территории его деятельности и о мероприятиях, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в отчетный период в соответствии с установленным порядком, определяемым исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды;


5) мониторинг социальной эффективности недропользователей - система наблюдения, проводимая государственными и общественными организациями Республики Саха (Якутия) за деятельностью недропользователей на территории Республики Саха (Якутия) в части выполнения условий соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития;


6) экологическая декларация недропользователя - публичное заявление недропользователя о своих намерениях, связанных с его деятельностью по недропользованию, служащее основанием для действия и установления целевых и плановых показателей в области промышленного производства, охраны природы и взаимодействия с населением по минимизации негативного воздействия недропользователя на окружающую среду, оформленное в виде специального документа, утвержденное в установленном порядке высшим органом управления недропользователя, опубликованное в средствах массовой информации;


7) экологический аудит - независимая и комплексная оценка соблюдения недропользователем требований нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;


8) территория деятельности недропользователя - территория Республики Саха (Якутия) и (или) территория муниципального образования на уровне района (улуса) и (или) поселения Республики Саха (Якутия), на которой находится участок природных ресурсов и (или) осуществляется деятельность недропользователя.



Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между недропользователями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, общинами коренных малочисленных народов Севера и гражданами в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития соответствующей территории, возмещения вреда, причиняемого деятельностью недропользователей окружающей среде, защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.



Статья 3. Направления деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере ответственного недропользования


Деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере ответственного недропользования осуществляется по следующим направлениям:


1) конструктивное взаимодействие с субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона;


2) поддержка инициатив и делового сотрудничества недропользователей с иными организациями;


3) оценка социальных и экологических проектов недропользователей и информирование о результатах оценки субъектов, указанных в статье 2 настоящего Закона;


4) мониторинг ответственного недропользования и составление ежегодного рейтинга недропользователей;


5) стимулирование социально ответственных недропользователей предусмотренными законодательством способами;


6) привлечение к ответственности недропользователей, нарушающих законодательство Российской Федерации и законодательство Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.



Статья 4. Направления деятельности органов местного самоуправления в сфере ответственного недропользования


Деятельность органов местного самоуправления в сфере ответственного недропользования осуществляется по следующим направлениям:


1) координация взаимодействия граждан и организаций с недропользователями по вопросам охраны окружающей среды на территориях деятельности недропользователей;


2) содействие налоговым органам в мониторинге постановки на налоговый учет недропользователей и обособленных подразделений, подрядных и субподрядных организаций, действующих на территориях муниципальных образований;


3) контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты.



Статья 5. Мониторинг социальной эффективности недропользователей


1. Мониторинг социальной эффективности недропользователей осуществляется государственными и общественными организациями Республики Саха (Якутия) в соответствии с положениями настоящего Закона.


2. По результатам мониторинга социальной эффективности недропользователей составляется ежегодный рейтинг недропользователей в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).


3. Показатели социальной эффективности недропользователей и порядок составления рейтинга недропользователей устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).



Статья 6. Ответственное поведение недропользователя


Под ответственным поведением недропользователя понимается:


1) соблюдение экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия);


2) исполнение налоговых и финансовых обязательств;


3) соблюдение социальных стандартов и требований;


4) добровольное создание юридического лица на территории деятельности недропользователя, в том числе с участием Республики Саха (Якутия) и (или) муниципального образования;


5) добровольное осуществление мероприятий по развитию территории деятельности недропользователя;


6) заключение соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития;


7) исполнение обязательств, установленных соглашением о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития;


8) разработка и принятие экологической декларации;


9) представление ежегодного отчета об итогах деятельности в сфере социально-экономического развития и экологического отчета в исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный в области охраны окружающей среды, а также населению;


10) возмещение убытков, понесенных коренными малочисленными народами Севера, объединениями коренных малочисленных народов Севера и лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, в результате нанесения ущерба их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.


(п. 10 введен Законом РС(Я) от 23.03.2023 2612-З N 1135-VI)



Статья 7. Приоритетные направления деятельности недропользователя в сфере социально-экономического развития


Приоритетными направлениями деятельности недропользователя в сфере социально-экономического развития являются:


1) профессиональная подготовка и переподготовка кадров из числа лиц, постоянно проживающих на территории деятельности недропользователя, по направлениям, связанным с реализацией проектов недропользователем;


2) участие в социальных проектах Республики Саха (Якутия) и муниципальных социальных проектах;


3) поддержка сельскохозяйственной отрасли в Республике Саха (Якутия);


4) поддержка научной и инновационной деятельности для совершенствования технологий производства;


5) обеспечение безопасности недропользования для здоровья населения.



Статья 8. Основные направления деятельности недропользователя в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности


Основными направлениями деятельности недропользователя в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являются:


1) соблюдение конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду;


2) учет длительности восстановления северной экосистемы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»