Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2015-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 662 (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 12 мая, N 05002000676; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 29 августа, N 0500201708290010; 8 сентября, N 0500201709080003, 8 ноября, N 0500201711080005).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ЗДУНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2015-2020 ГОДЫ"
1. В паспорте государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2015-2020 годы" (далее - Программа):
а) в позиции, касающейся участников Программы:
слова "Министерство печати и информации Республики Дагестан" заменить словами "Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан";
слова "ГБОУ ВПО "Дагестанская государственная медицинская академия" заменить словами "ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации";
б) после абзаца седьмого позиции, касающейся перечня подпрограмм, дополнить абзацем следующего содержания:
"подпрограмма "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций";";
в) после абзаца пятнадцатого позиции, касающейся целевых индикаторов и показателей Программы, дополнить абзацем следующего содержания:
"доля детских поликлиник и детских поликлинических отделений, оснащенных в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н";
г) после абзаца пятнадцатого позиции, касающейся ожидаемых результатов реализации Программы, дополнить абзацем следующего содержания:
"увеличение доли детских поликлиник и детских поликлинических отделений, оснащенных в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н до 95 проц.";
д) позицию, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования Программы | - | всего 189605121,16 тыс. руб. (с 2015 по 2020 гг.), из них: средства федерального бюджета - 7598850,55 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 78095059,01 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 103911211,60 тыс. рублей. Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи": всего 49022460,51 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2126296,55 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2646807,25 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 44249356,71 тыс. рублей. Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации": всего 45665846,49 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 899987,5 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 7661203,42 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 37104655,57 тыс. рублей. Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка в Республике Дагестан": всего 21918768,0 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 306874,2 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1075184,68 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 20536709,12 тыс. рублей. Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей": всего 2413093,9 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 104991,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 287612,7 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 2020490,2 тыс. рублей. Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения": всего 2397617,6 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 534000,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1863617,6 тыс. рублей. Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях": всего 4364209,7 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2733390,7 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1630819,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Здоровье пожилых людей в Республике Дагестан": всего 1629,6 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1629,6 тыс. рублей. Подпрограмма "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций": всего 940326,96 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 893310,60 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 47016,36 тыс. рублей. Подпрограмма "Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования": всего 62614755,2 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 62614755,2 тыс. рублей. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы": всего 266413,2 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 266413,2 тыс. рублей" |
2. Абзац четвертый раздела V Программы изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы в 2015-2020 годах составляет 189605121,16 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 7598850,55 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 78095059,01 тыс. рублей, за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 103911211,60 тыс. рублей.".
3. После абзаца сто четырнадцатого раздела IX Программы дополнить разделом следующего содержания:
"Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций".
Основной целью Подпрограммы является повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям, развитие профилактической направленности педиатрической службы.
Для достижения цели Подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене;
создание комфортных условий пребывания детей и родителей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций.".
4. Дополнить подпрограммой следующего содержания:
"ПОДПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК
И ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК И ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ
МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
Ответственный исполнитель Подпрограммы | - | Министерство здравоохранения Республики Дагестан | |
Участники Подпрограммы | - | Министерство здравоохранения Республики Дагестан; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан | |
Цель и задачи Подпрограммы | - | цель: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям в Республике Дагестан в части: увеличения доли детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций Республики Дагестан, дооснащенных медицинскими изделиями, с целью приведения их в соответствие с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 марта 2018 г. N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям" (далее - приказ Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н); увеличения доли посещений с профилактической и иными целями детьми в возрасте 0-17 лет; увеличения доли детей в возрасте 0-17 лет от общей численности детского населения, пролеченных в дневных стационарах медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях; увеличения доли детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций Республики Дагестан, реализовавших организационно-планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей, в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н; задачи: дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинскими изделиями с целью приведения их в соответствие с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н; развитие профилактической направленности педиатрической службы (закупка медицинских изделий для диагностики позволит более качественно выявлять ранние признаки и предвестники патологических процессов и проводить профилактику утяжеления и хронизации заболеваний); внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене (закупка медицинских изделий, предназначенных для лечения и реабилитации, позволит увеличить возможности использования стационарозамещающих технологий); создание комфортных условий пребывания детей и родителей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций | |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы | - | Подпрограмма реализуется в один этап: 2018-2020 годы | |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы | - | дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинскими изделиями с целью приведения их в соответствие с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н; развитие профилактической направленности педиатрической службы; внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене; создание комфортных условий пребывания детей и родителей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций | |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы | - | всего 940326,96 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 893310,6 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 47016,36 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы | - | предоставление детям медицинской помощи в амбулаторных условиях с применением современных медицинских изделий для диагностики и лечения позволит обеспечить более раннее (своевременное) выявление и лечение состояний, заболеваний и факторов риска их развития; обеспечение комфортности пребывания детей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях позволит повысить положительную мотивацию детей и их родителей при их нахождении в медицинской организации |
I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Подпрограмма
Численность постоянного населения Республики Дагестан составляет 3041900 человек, из них детского населения - 887204 человека. Из общей численности населения 55,0 проц. проживает в сельской местности. Женское население составляет 51,9 проц., из них 54,5 проц. - женщины детородного возраста. Высок удельный вес детского населения - до 30 процентов. В сельской местности проживает 59,6 проц. детей в возрасте до 18 лет и 64,2 проц. - детей в возрасте до 1 года.
Ежегодно в Республике Дагестан рождается более 52 тысяч детей, в целом по республике отмечается ежегодный прирост населения.
С каждым годом растет потребность населения республики в медицинской помощи и медицинских услугах. Однако по показателям обеспеченности койками и амбулаторно-поликлиническими учреждениями республика находится на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации.
Необходимость укрепления материально-технической базы медицинских организаций Республики Дагестан в части замены физически изношенного и морально устаревшего медицинского оборудования, а также модернизации существующей медицинской техники является актуальной проблемой здравоохранения республики.
В настоящее время в Республике Дагестан функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению:
I уровень - 44 медицинских организации;
II уровень - 15 медицинских организаций (5 самостоятельных детских больниц, 5 детских отделений в составе центральных городских больниц, 5 детских поликлиник г. Махачкалы);
III уровень - 11 медицинских организаций (4 самостоятельные республиканские детские больницы, 5 отделений в составе республиканских специализированных стационаров, Республиканская детская стоматологическая поликлиника, Республиканский медико-генетический центр).
Для снижения смертности детей всех возрастных групп чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка, для организации которой необходимо внедрение современных лечебных технологий в деятельность медицинских организаций педиатрического профиля. Показатель обеспеченности педиатрическими койками на 10 тыс. детей по республике в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Средняя мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в республике в 2 раза, ниже среднефедеративного показателя (РД - 105,2, по РФ - 228,3 посещения в смену на 10 тыс. населения). Плановое число посещений в смену в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях в структуре общей мощности поликлинических подразделений республики составляет 10,1 проц. (3187 посещений в смену).
Слабо развитая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений приводит к скученности, образованию очередей и невозможности открытия крайне необходимых структурных, параклинических подразделений, что отражается на качестве и доступности оказываемой медицинской помощи женщинам и детям. Даже в г. Махачкале с численностью населения более 700 тысяч человек отсутствуют типовые взрослые и детские поликлиники, женские консультации. Все имеющиеся учреждения расположены на первых этажах жилых домов, количество площадей в них недостаточно.
В последние годы уровень соответствия медицинских организаций стандартам оснащения согласно утвержденным приказами Минздрава России порядкам оказания медицинской помощи по различным заболеваниям составляет в среднем 43 процента.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2016-2017 годах на приобретение медицинского оборудования были предусмотрены средства в сумме 188 млн. рублей (на закупку 100 единиц медицинского оборудования, в том числе инкубаторов для выхаживания новорожденных).
Внедрение стандартов обследований в медицинских организациях, а также требования, предъявляемые к медицинским организациям в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, требуют дооснащения лечебных профилактических учреждений республики медицинским оборудованием. Недостаточное оснащение медицинских организаций также приводит к тому, что большое количество больных выезжает на лечение за пределы Республики Дагестан. В первую очередь необходимо дооснастить детские медицинские организации. В частности, изношено рентгенологическое оборудование, оно часто выходит из строя, что влечет за собой значительные материальные затраты и сбои в лечебном процессе.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Для ее дальнейшего развития и совершенствования необходимы государственные инвестиции.
Осуществление в рамках Подпрограммы мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, позволит повысить качество оказания медицинской помощи населению республики, обеспечить дальнейшее снижение показателей младенческой смертности.
Оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием в рамках Подпрограммы будет осуществляться в соответствии с порядками и уровнями оказания медицинской помощи. Приоритет отдается современному оборудованию, обеспечивающему расширение высокотехнологичных методов обследования и лечения в соответствии с федеральными стандартами, что позволит повысить качество и доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медицинской помощи детям.
Немаловажным фактором эффективной работы системы раннего выявления заболеваний и состояний является обеспечение возможностей для осуществления медицинскими организациями первичного звена здравоохранения всех видов профилактических осмотров и диспансеризации детского населения, в том числе укрепление материально-технической базы этих учреждений.